Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация предприятия, основным видом деятельности которой является закупка, переработка черного и цветного лома.
Цели по проекту:
• развитие действующих производственных площадок;
• увеличение объема закупки черных и цветных металлов;
• увеличение рабочих мест;
• приобретение дополнительной техники;
• увеличение налоговой нагрузки.
Рыночная ситуация:
1. В 2019 году производство стали в России сократилось на ***% (*** млн. т). По итогам 2019 года Россия стала пятым производителем стали в мире после Китая, Индии, Японии и США с долей в мировом производстве около ***%.
2. За девять месяцев 2020 года НЛМК, ЕВРАЗ, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест» и «Мечел» произвели *** млн. тонн стали, что составляет ***% российского производства за этот период. Суммарная выручка пяти компаний (исключая ЕВРАЗ) за девять месяцев 2020 года составила *** млрд. долл. США (-***% г/г), EBITDA – *** млрд. долл. США (-***% г/г). Рентабельность по EBITDA снизилась на 2 п. п. – до ***%.
3. Основными импортерами российского плоского проката в натуральном выражении стали Турция (*** тыс. тонн), Белоруссия (*** тыс. тонн) и Польша (*** тыс. тонн). Экспорт труб в первой половине 2020 года вырос на ***% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и на ***% в стоимостном выражении и составил *** млн. тонн (**** млрд. долл. США). В числе главных импортеров российских труб – Узбекистан (*** тыс. тонн), Казахстан (*** тыс. тонн) и Болгария (*** тыс. тонн).
4. Ориентировочный объем внутренних перевозок черного лома оценивается разработчиками бизнес-плана в *** тыс. тонн. Потребление металлолома снизится на ***% по сравнению с показателем 2020 г. Экспорт лома составит *** тыс. тонн, что в 3 раза ниже значений предыдущего периода. Объем импорта в Российскую Федерацию составит *** тыс. тонн. Среднегодовая цена за тонну черного лома составит *** руб. без НДС.
Конкурентное окружение: конкурентное окружение проекта представлено компаниями, принимающие лом черных и цветных металлов. Среди основных конкурентов в *** и *** области можно выделить такие предприятия: ООО «***», ООО «***», ЗАО «***», ООО «***».
Бюджет на маркетинговые инициативы: онлайн-реклама – 285 000 руб./мес. оффлайн-реклама – 115 000 руб./мес.
Финансовые показатели проекта:
Показатели |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
98 379 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
1,43 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
27 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Российский рынок черной металлургии
В 2019 году производство стали в России сократилось на ***% (*** млн. т). По итогам 2019 года Россия стала пятым производителем стали в мире после Китая, Индии, Японии и США с долей в мировом производстве около ***%.
Рисунок 1. Объем отгруженных товаров металлургического производства в России, млрд. руб.
***
C апреля 2020 года производство стали не превышало *** млн. т в месяц. По итогам 2020 года Минэкономразвития России ожидает снижения металлургического производства в сопоставимых ценах на ***% г/г.
В 2019 году крупные российские производители стали представили обновленные стратегии развития до 2023 года, которые предполагают увеличение капитальных расходов на расширение и модернизацию производственных мощностей. С 2021 года эти инвестиции приведут к возобновлению роста производства стали в России.
Диаграмма 1. Динамика производства стали в России, млн. тонн
***
За девять месяцев 2020 года НЛМК, ЕВРАЗ, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест» и «Мечел» произвели *** млн. тонн стали, что составляет 87% российского производства за этот период.
Суммарная выручка пяти компаний (исключая ЕВРАЗ) за девять месяцев 2020 года составила *** млрд. долл. США (-***% г/г), EBITDA – *** млрд. долл. США ///% г/г). Рентабельность по EBITDA снизилась на 2 п. п. – до ///%.
Снижение выручки и EBITDA было связано с ухудшением ценовой конъюнктуры и падением спроса в основных странах – потребителях российской продукции черной металлургии. Влияние этих факторов на рентабельность частично компенсировалось за счет сокращения себестоимости продаж вследствие ослабления рубля.
Диаграмма 2. Динамика производства стали в России по ключевым компаниям за девять месяцев 2019 и 2020 годов, млн. тонн
***
По итогам 2019 года потребление стали в России составило *** млн. тонн. В апреле и мае 2020 года произошло значительное падение производственной активности в стране в связи с принятием ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. По прогнозу World Steel Association, в 2020 году ожидается сокращение потребления до *** млн. т (на ***% г/г), что также объясняется снизившейся деловой активностью из-за эпидемии.
Около **% внутреннего спроса на продукцию черной металлургии в России обеспечивает строительство. В первом полугодии 2020 года в России произошло сокращение объема строительных работ в сопоставимых ценах на ***%.
В другом ключевом источнике спроса – обрабатывающей промышленности – ожидается уменьшение выпуска на ***% г/г в 2020 году.
Согласно базовому сценарию, с 2021 года потребление продукции черной металлургии будет поддержано ускорением реализации национальных проектов в области инфраструктурного и жилищного строительства, и спрос вырастет до *** млн. т. При повторном введении жестких карантинных мер потребление продукции черной металлургии начнет расти только с 2022 года.
Диаграмма 3. Потребление продукции черной металлургии в России, млн. тонн
***
В первой половине 2020 года экспорт плоского проката вырос на ***% в натуральном выражении, но при этом снизился на ***% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил *** млн. тонн (*** млрд. долл. США).
Основными импортерами российского плоского проката в натуральном выражении стали Турция (*** тыс. тонн), Белоруссия (*** тыс. тонн) и Польша (*** тыс. тонн).
Экспорт труб в первой половине 2020 года вырос на ***% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и на ***% в стоимостном выражении и составил *** млн. тонн (*** млрд. долл. США). В числе главных импортеров российских труб – Узбекистан (** тыс. тонн), Казахстан (*** тыс. тонн) и Болгария (*** тыс. тонн).
Диаграмма 4. Экспорт плоского проката из России
***
Диаграмма 5. Экспорт труб из России
***
Российский рынок цветной металлургии
По итогам работы в 2018 году индекс производства основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива составил *** процента. Драйвером роста производства цветных металлов за 2018 год является внутренний рынок при снижении экспортных поставок в результате переформатирования зарубежных рынков.
Конкурентными преимуществами отрасли остаются: развитая сырьевая база по основным цветным металлам (никель, медь, цинк, металлы платиновой группы), позволяющая минимизировать риски по поставкам сырья, и значительная доля российского металла на мировых рынках, позволяющая влиять на уровень цен на продукцию.
Одним из основных ограничений отрасли является уровень износа основного оборудования, особенно в прокатном производстве, что ограничивает выпуск современной, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В среднесрочной перспективе не ожидается существенного роста объемов производства цветных металлов, при этом долгосрочное развитие отечественной цветной металлургии будет зависеть от эффективности программ компаний по реструктуризации и модернизации действующих производств, а также предсказуемости международной политики. Негативное влияние на отрасль оказывает продолжающееся ужесточение протекционизма на мировых рынках.
Основные инвестиционные проекты, влияющие на развития отрасли в России представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Основные инвестиционные проекту в сфере цветной металлургии
****
Российский рынок лома черных металлов
Баланс на рынке лома черных металлов за период с 2005 г. по 2020 г. (выборочно) показан на диаграмме ниже. За 2020 г. заготовка лома черных металлов составила *** тыс. тонн. Этот показатель на ***% ниже значения 2005 г. С графика виден постоянный рост потребления лома с *** тыс. тонн в 2005 г. к показателю в ** тыс. тонн за 2020 г. Значения 2020 г. ориентировочно на ***% ниже значений 2018-2019 гг. Снижение связано с распространением коронавирусной инфекции по всему миру. Экспорт сырья снизился в *** раза за 2020 г. по сравнению с 2005 г. Данные тенденции наблюдаются и 2021 г. поскольку с конца января в России на 180 дней введены экспортные пошлины на лом черных металлов в размере ***%, но не менее *** руб. за тонну. До этого действовали ставки в размере ***%, но не менее *** руб. за тонну.
Ввод пошлин стал результатом активного лоббирования экспортных ограничений Фондом развития трубной промышленности, представляющим интересы крупных трубных холдингов. Фонд аргументировал необходимость повышения пошлин тем, что в 2010–2016 годах металлурги вложили *** млрд. долл. США (** млрд. руб. на данный момент ) в рост электросталеплавильных мощностей в России на треть, до *** млн тонн в год, однако их загрузка остается низкой: 58–65%.
Ограничение на экспорт привело к снижению цен на ***% в феврале 2021 г. Так, по результатам периода стоимость лома на внутреннем рынке по сравнению с ценами начала февраля снизилась до *** руб. за тонну без НДС.
Диаграмма 6. Баланс на рынке стального лома в 2005-2020 гг. (тыс. тонн)
***
Целесообразно проанализировать результаты 2021 года. Ориентирвочный объем внутренних перевозок черного лома оценивается разработчиками бизнес-плана в *** тыс. тонн. Потребление металлолома снизится на ***% по сравнению с показателем 2020 г. Экспорт лома составит *** тыс. тонн, что в 3 раза ниже значений предыдущего периода. Объем импорта в Российскую Федерацию составит *** тыс. тонн. Среднегодовая цена за тонну черного лома составит *** руб. без НДС.
Диаграмма 7. Прогнозные значения рынка черного лома в России за 2021 г., тыс. тонн
***
Динамика закупочных и сбытовых цен на лом показана на рисунках ниже. С графиков следует отметить высокую волатильность рынка. Минимальная закупочная цена за тонну металлолома во временном интервале с 01 января 2018 г. составляла *** руб. без НДС в январе 2019 г. С того времени наблюдается устойчивая тенденция роста цен к значению в *** руб. без НДС. Минимальный уровень сбытовых цен наблюдался летом 2019 г. Затем можно увидеть постепенный рост цен с минимальными отклонениями до *** тыс. руб./тонна до средины лета 2021 г. Осенью уровень сбытовых цен зафиксировался на уровне *** тыс. руб./тонна без НДС.
Рисунок 2. Динамика изменения закупочных цен на черный лом, руб., 01.01.2018 г. – 01.01.2021 г.
***
Рисунок 3. Динамика изменения закупочных цен на черный лом, руб., 01.01.2019 г. – 01.09.2021 г.
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Суть и идея проекта |
8 |
1.2. Цели по проекту |
8 |
1.3. Продукция по проекту |
8 |
1.3.1. Лом черных металлов категории 3А |
8 |
1.3.2. Лом черных металлов категории 5А |
10 |
1.3.3. Лом черных металлов категории 12А |
11 |
1.3.4. Лом черных металлов категории 17А |
11 |
1.3.5. Лом цветных металлов: медь |
12 |
1.3.6. Лом цветных металлов: алюминий |
13 |
1.3.7. Лом цветных металлов: нержавеющая сталь |
15 |
1.3.8. Лом цветных металлов: свинец |
16 |
1.3.9. Лом цветных металлов: цинк |
17 |
Раздел 2. Анализ рынка |
20 |
2.1. Российский рынок черной металлургии |
20 |
2.2. Российский рынок цветной металлургии |
25 |
2.3. Российский рынок лома черных металлов |
26 |
2.4. Макроэкономические факторы, влияющие на развитие компании |
30 |
2.4.1. Мировая экономика |
30 |
2.4.2. Курс рубля к доллару США |
31 |
2.4.3. Уровень инфляции и тарифы транспортных монополий |
31 |
2.4.4. Пандемия COVID-19 |
32 |
2.5. Факторы в России, влияющие на развитие компании |
33 |
2.5.1. ВВП |
33 |
2.5.2. Цены на ресурсы |
34 |
2.5.3. Оплата труда |
35 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
37 |
3.1. Профили основных конкурентов проекта |
37 |
3.2. Анализ конкурентного окружения проекта |
42 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
45 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
45 |
4.2. SEO и контекстная реклама |
47 |
4.3. Бюджет на маркетинговые инициативы |
49 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
51 |
5.1. Оборудование |
51 |
5.2. Персонал |
51 |
Раздел 6. Финансовый план |
53 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
53 |
6.2. Сезонность |
55 |
6.3. Цены с учетом влияния инфляции |
56 |
6.4. Объемы реализации продукции |
57 |
6.5. Выручка от реализации |
58 |
6.6. План найма персонала |
60 |
6.7. Затраты |
63 |
6.8. Налоги |
66 |
6.9. СОК |
66 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
68 |
6.11. Капитальные вложения |
69 |
6.12. Отчет о прибылях и убытках |
70 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
74 |
6.14. Баланс |
77 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
80 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
82 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
86 |
7.1. Анализ чувствительности |
86 |
7.2. Анализ безубыточности |
95 |
Раздел 8. Источники финансирования проекта |
98 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
100 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика производства стали в России, млн. тонн |
21 |
Диаграмма 2. Динамика производства стали в России по ключевым компаниям за девять месяцев 2019 и 2020 годов, млн. тонн |
22 |
Диаграмма 3. Потребление продукции черной металлургии в России, млн. тонн |
23 |
Диаграмма 4. Экспорт плоского проката из России |
24 |
Диаграмма 5. Экспорт труб из России |
24 |
Диаграмма 6. Баланс на рынке стального лома в 2005-2020 гг. (тыс. тонн) |
27 |
Диаграмма 7. Прогнозные значения рынка черного лома в России за 2021 г., тыс. тонн |
28 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Объем отгруженных товаров металлургического производства в России, млрд. руб. |
20 |
Рисунок 2. Динамика изменения закупочных цен на черный лом, руб., 01.01.2018 г. – 01.01.2021 г. |
29 |
Рисунок 3. Динамика изменения закупочных цен на черный лом, руб., 01.01.2019 г. – 01.09.2021 г. |
29 |
Рисунок 4. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
46 |
Рисунок 5. Пример поисковой оптимизации сайтов |
48 |
Рисунок 6. Пример контекстной рекламы в системе «Яндекс.директ» |
49 |
Таблица 1. Основные инвестиционные проекту в сфере цветной металлургии |
26 |
Таблица 2. Профиль компании ООО «***» |
37 |
Таблица 3. Профиль компании ООО «***» |
38 |
Таблица 4. Профиль компании ЗАО «**» |
39 |
Таблица 5. Профиль компании ООО «***» |
40 |
Таблица 6. Сводная таблица сравнения основных конкурентов с компанией ООО «Новая земля» |
42 |
Таблица 7. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
45 |
Таблица 8. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
49 |
Таблица 9. Оборудование предприятия для производства текущего ассортимента продукции |
51 |
Таблица 10. Предполагаемый фонд оплаты труда сотрудников проекта |
51 |
Ее актуальность обоснована изменениями климатических условий, требованиями к существованию современного поколения и необходимости поиска решений в данном направлении.
Однако нельзя игнорировать правила утилизации данного вида мусора, так как именно органика, лежащая на свалках, провоцирует выработку свалочного газа и прочих химических соединений, попадающих в атмосферу, почву и воду.
Любое пищевое производство сопровождается появлением неперерабатываемых остатков, брака и других отходов. Самый неблагоприятный сценарий для них - попадание на мусорные полигоны.
Объем пищевых отходов составляет порядка 60% всего бытового мусора. Расширение площадей мусорных полигонов влечет за собой увеличение популяции насекомых и грызунов — переносчиков инфекций. Возрастает риск распространения опасных заболеваний среди людей, отравления почвы и подземных вод.
Пищевыми отходами становятся до 7% продаваемых в магазинах продуктов.
Поэтому перед страной стоят две основные задачи:
• Правильно утилизировать остатки пищи, чтобы они приносили пользу и выгоду вместо вреда.
• Сократить количество отходов, производимых человеком.
Сейчас предприятия заинтересованы в безотходном производстве, поэтому из отходов создаются такие продукты, как:
• мясокостная и рыбная мука;
• крахмал;
• патока и другие.
Продуктовая сеть «Магнит» начала распродавать просроченные продукты питания. В таких продуктах заинтересованы производители кормов и удобрений. Также по данным сети «Лента» часть отходов передается на переработку для производства кормов и удобрений. Эта сеть запустила проект по продаже таких продуктов в 2019 году. В 2021 году компания передала на переработку свыше 21 тонны отходов.
Согласно данным Сельскохозяйственного прогноза Организации экономического сотрудничества в целях развития (ОЭСР) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) объем потребления мяса и птицы в мире в 1990-2021 гг. растет. При этом динамика объема мирового потребления мяса и птицы в рассматриваемый период имеет преимущественно линейный характер. Так, по итогам 2021 г. объем потребления мяса и птицы в мире достиг максимальной отметки за рассматриваемый период и составил 332,8 млн тонн, увеличившись относительно 1990 г. в 2,3 раза. Среднегодовой темп прироста с 1990 г. составлял 2,6%. Лишь в 2019 г. наблюдается сокращение объема мирового потребления мяса и птицы на 1,7% относительно 2018 г.