Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта:
1. Создание сервиса поиска и заказа фермерских товаров в форме маркетплейса.
2. Создание собственной сети микромаркетов, состоящей из автоматизированных холодильников, в которых продается продукция без участия продавцов.
3. Организация собственного сервиса доставки и упаковки.
Рыночная ситуация:
1. Сегмент рынка, в котором планирует развиваться проект, относится к фудтех-индустрии. Это рынок, охватывающий все инновации в сфере питания. Российский фудтех-сектор растет на ***% ежегодно. Объем этого рынка уже составляет *** млрд. долл. и на данный момент тенденций к замедлению роста нет.
2. На сегодняшний день, доставка готовых блюд из ресторанов и кафе – самый массовый сегмент российского фудтеха. За ним следует сектор online grocery или продуктовых магазинов онлайн. Общий объем этого сегмента, по оценкам аналитиков, к 2021 году достигнет *** млрд. долл. Эта тенденция является общемировой: за последние 4 года объем венчурных инвестиций в фудтех в мире вырос с *** млрд. евро в 2014 г. до *** млрд. евро в 2018 г. – почти в *** раз, при этом онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов занимают около ***% объема фудтех- рынка в мире и основную долю в России.
3. Согласно данным аналитических компаний, ***% всех респондентов пользовались службами доставки еды или продуктов за последние 3 месяца. При этом в возрастном диапазоне 18−44 лет этот показатель составил ***%.
4. Доставка продуктов питания (e-grocery), как сегмент рынка доставки еды представляет собой нишу с самым высоким потенциалом роста в интернете. На сегодняшний день на продажи продуктов через сеть приходится только ***% от розничного оборота, согласно мнению экспертов, к 2022 г. размер рынка достигнет объема в *** млрд. руб.
5. В 2018 году сегмент e-grocery в России вырос, по сравнению с предыдущим периодом, на ***%, до *** млрд руб. Лидером рынка является компания «Утконос» (*** млрд. руб. оборота), затем «Ozon» (*** млрд. руб.). Далее идут «О’Кей» (*** млрд. руб.), «Азбука вкуса» (*** млрд. руб.) и «Ашан» (*** млрд. руб.).
6. Ядро целевой аудитории по г. *** насчитывает **** женщин, которые подходят под описание целевой аудитории. В первые годы работы сервис может привлечь около *** тыс. постоянных покупателей. Исходя из аналитических расчетов средний расход покупателей на покупку еды через Интернет в *** равен *** руб./мес.
Конкурентная среда: конкурентными категориями приложения являются 2 категории интернет-ресурсов:
1. Прямые конкуренты – ряд маркетплейсов, ориентированных на фермеров: «Ешь деревенское». LavkaLavka, Seasonmarket, «Две сестры», «ТВОЙПРОДУКТ».
2. Косвенными конкурентами являются универсальные доски объявлений и маркетплейсы, такие как avito.ru и tiu.ru, а также онлайн-магазины натуральных и деликатесных продуктов.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
32 562 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR месячная |
% |
5,70 |
IRR годовая |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
36 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Динамика и объем российского рынка
Сегмент рынка, в котором планирует развиваться проект, относится к фудтех-индустрии. Это рынок, охватывающий все инновации в сфере питания. Российский фудтех-сектор растет на **% ежегодно. Объем этого рынка уже составляет *** млрд. долл., и на данный момент тенденций к замедлению роста нет, особенно если учесть, что эпидемия коронавируса не только не нанесла ущерба рынку доставки, но и напротив, подстегнула его развитие.
В целом фудтех-рынок состоит из следующих направлений:
1. Производство. Включает в себя производство инновационных продуктов и заменителей уже существующих, инновационные способы выращивания овощей и растений, 3D-печать блюд и т.д.
2. Упаковка. Разработка высокотехнологичных решений для упаковки и хранения пищи, которые сохраняют ее свойства и безопасны для окружающей среды.
3. Сфера «умных» устройств для приготовления и хранения пищи.
4. Контроль качества. Включает в себя проекты по автоматизации фермерских хозяйств, определению состава продуктов и т.д.
5. Рекомендательные сервисы. Сервисы рекомендаций по выбору диеты, типов продуктов, виртуальные книги рецептов и т.д.
6. Доставка еды. На сегодняшний день – наиболее развитый сектор фудтеха, где представлены все новейшие технологии: от мобильных и веб-приложений для заказа еды и продуктов питания, до доставки еды с помощью роботов.
7. Новые технологии в сфере продажи продуктов питания – создание альтернативы рынкам и магазинам в виде агрегаторов и маркетплейсов, разработка инновационных вендинговых машин и т.д.
Текущий проект действует на стыке последних двух сегментов, имеет смысл подробно рассмотреть актуальное состояние именно этих отраслей.
На сегодняшний день рынок доставки еды и продуктов – самый массовый сегмент российского фудтеха. Из его составляющих наиболее развитым является сектор доставки готовых блюд из ресторанов и кафе. За ним следует сектор online-grocery, или продуктовых магазинов онлайн. Объем этого сегмента, по оценкам аналитиков, к концу 2021 года достигнет *** млрд. долл. Эта тенденция является общемировой: за последние 4 года объем венчурных инвестиций в фудтех в мире вырос с *** млрд. евро в 2014 г. до *** млрд. евро в 2018 г. – почти в *** раз, при этом онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов занимают около ***% объема фудтех- рынка в мире и основную долю в России.
Такая популярность подтверждается спросом со стороны потребителей. Так, согласно данным аналитических компаний, ***% всех респондентов пользовались службами доставки еды или продуктов за последние 3 месяца. При этом в возрастном диапазоне 18−44 лет данный показатель составил ***%.
Популярность служб заказа практически не зависит от города – ***% в Санкт-Петербурге, ***% в Москве и ***% в других городах-миллионниках.
Женатые и замужние респонденты заказывают еду чаще других – ***%. Наличие и число детей в семье также влияет на частоту доставки. Чем больше детей, тем больше вероятность пользования услугой: ***% семей с одним ребенком, ***% с двумя и ***% с тремя детьми заказывали готовую еду или продукты через какой-либо сервис за последние три месяца.
Диаграмма 1. Доля людей, заказывающих доставку еды и продуктов
***
Важно отметить, что в плане гастрономических предпочтений большинство заказчиков еды и продуктов предпочитают традиционную русскую и украинскую кухни. Это говорит о том, что фермерские продукты также скорее всего придутся по вкусу этой группе потребителей. В особенности это касается предпочтений жителей городов-миллионников.
Диаграмма 2. Предпочтения жителей городов-миллионников в выборе кухни
***
Основными игроками на российском рынке доставки еды являются агрегаторы, которые работают с заведениями-партнерами по двум моделям: маркетплейс или доставка собственной курьерской службой. В случае с маркетплейсом, поставщики размещают свои предложения на сайте и в приложении и через него получают заказы, но доставкой занимаются сами сотрудники заведения. Эта схема достаточно удобна для ее интеграции в сфере e-grocery, поэтому текущий проект будет сочетать обе эти модели.
Согласно аналитическим данным, взрывной рост рынка доставки еды и продуктов связан со снижением стоимости доставки и минимальной стоимости заказа, при которой доставка становится бесплатной. Как будет показано в Разделе 3, для агрегаторов фермерских продуктов данная концепция также применима – наиболее активно среди конкурирующих компаний развивался проект «Ешь Деревенское», со старта предложивший бесплатную доставку в пределах МКАД.
Как отмечают эксперты, доставка продуктов питания (e-grocery), как сегмент рынка доставки еды представляет собой нишу с самым высоким потенциалом роста в интернете. На сегодняшний день на продажи продуктов через сеть приходится только ***% от розничного оборота, несмотря на то, что рынок крайне высококонкурентный. Именно такая жесткая конкуренция может подстегнуть ритейлеров к переходу в онлайн для увеличения объема продаж. Как прогнозируют аналитики, рынки доставки еды и продуктов будут расти параллельно, так как решают разные задачи клиентов. Тем не менее, согласно расчетам, к 2022 г. рынок e-grocery «откусит» часть рынка доставки еды. (см. Диаграмма 3), при том, что общий размер рынка достигнет объема в *** млрд. руб.
Диаграмма 3. Прогноз развития рынка заказа еды и продуктов в России
***
В 2018 году сегмент e-grocery в России вырос, по сравнению с предыдущим периодом, на ***%, до *** млрд руб. Лидером рынка является компания «Утконос» (** млрд руб. оборота), затем «Ozon» (*** млрд руб.). Далее идут «О’Кей» (*** млрд руб.), «Азбука вкуса» (*** млрд руб.) и «Ашан» (*** млрд руб.). (см. Таблица 1 и Диаграмма 4).
Таблица 1. Основные игроки рынка доставки продуктов питания в России
***
Российский рынок e-grocery по итогам 2020 года вырос до *** млрд рублей (с НДС) с *** млрд рублей в 2019 году.
Лидерами по обороту онлайн-продаж продовольственных товаров являются Москва и Санкт-Петербург. Размер рынка Москвы и МО оценивается в *** млрд. руб. по итогам 2020 года. Это в *** раза превышает показатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области (*** млрд руб.). Доля онлайн-продаж в общем обороте продуктов питания в северной столице выше (***% против ***% в Московском регионе).
На третьем месте расположился Краснодар. Объем онлайн-продаж продовольствия по итогам прошлого года составили *** млрд рублей (доля в общей структуре продовольственного ритейла – ***%). Краснодар является одним из самых динамично растущих рынков, и к 2025 году доля онлайн-продаж может вырасти до ***%. В Краснодаре расположен головной офис ритейлера «Магнит», который начал активно развивать сервисы доставки во второй половине 2020 года. В частности, в ноябре компания запустила в Краснодаре экспресс-доставку товаров из гипермаркетов. Инвестиции «Магнита» в онлайн-сервисы станут одним из драйверов роста рынка региона.
В рамках данного проекта имеет смысл сотрудничество с такими сетями как «Утконос» и «Ozon», о чем говорит опыт ближайшего конкурента, компании «Ешь Деревенское». Это требует организации и ведения таких процессов, как маркировка, сертификация, документооборот за счет проекта, однако открывает и широкие возможности. Так, по состоянию на 2019 г. на корпоративный сектор приходилось уже 15% оборота данного конкурента и эта доля продолжает активно расти, при том, что компания изначально ориентировалась исключительно на B2C-модель и начала работать с крупными ритейлерами и HoReCa только в 2018 г.
Ключевой задачей проекта на данном направлении является «подтягивание» производителей к стандартам крупных сетевиков, а также определение лимитов поставок и возможности их корректировки в силу нестабильности фермерской продукции.
Диаграмма 4. Рост объема рынка торговли товарами повседневного спроса в России
***
Оценивая дальнейшие перспективы развития рынка e-grocery, следует отметить, что сегменту есть куда расти: если сравнивать его с аналогичным эталонным рынком в США, то объем последнего достигает 19,89 млрд. долл. (более 1,4 трлн. руб.) по состоянию на 2019 г., а средний темп роста составляет 17-18% (Диаграмма 5). При этом к 2022 г. его объем прогнозируется на уровне 32,63 млрд. долл. (почти 2,39 трлн. руб. по курсу на июль 2021 г.), а темпы прироста будут снижаться. Снижение темпов прироста российского рынка заказа еды с нынешних 50% до 17-18% с дальнейшими перспективами уменьшения этого показателя будут означать постепенное насыщение рынка.
Диаграмма 5. Прогноз развития рынка онлайн-заказа еды в США
***
Еще одним показателем развития рынка является т.н. retention, то есть повторяемость заказов на одного пользователя в единицу времени. Для данного сектора показателем развитости является значение примерно в 170 заказов в год, но на сегодняшний день данный показатель даже у таких лидеров рынка доставки, как Delivery Club, и Яндекса в разы ниже, что позволяет рассчитывать на продолжение взрывного роста в ближайшие годы.
Причины такого роста рынка со стороны спроса раскрываются в Диаграмме 6 ниже. Для текущего проекта данные Диаграммы 6 означают, что особое внимание необходимо уделить качеству разработки интерфейса, а также логистике.
На сегодняшний день компания, входящая на рынок e-grocery имеет все шансы добиться успеха, если приложит усилия к завоеванию новых клиентов, только начинающих обращать внимание на онлайн-доставку продуктов питания. Это позволит такой компании расти со скоростью рынка или даже быстрее, в случае, если будет предложена достаточно инновационная бизнес-модель.
Диаграмма 6. Причины, по которым потребители покупают продукты питания онлайн
***
Если говорить о рынке маркетплейсов, в частности маркетплейсов продуктов, то можно отметить непрекращающийся рост данного сектора, усилившийся с началом пандемии коронавируса, что позволяет скорректировать прогнозы на 2021 год в сторону увеличения. Существующие маркетплейсы, такие как «Ozon» и «Wildberries» начали активно осваивать новую для себя нишу продуктов питания. С одной стороны это усиливает конкуренцию, с другой – может дать новые возможности для проекта, если он выступит как магазин, зайдя на данные маркетплейсы с продукцией от фермерских хозяйств. В частности, такую стратегию выбрала «Азбука вкуса» в сотрудничестве с «Ozon»: ритейлер управляет ценами и ассортиментом, а площадка обеспечивает логистику и трафик, взымая комиссию за каждый заказ. Другим аналогичным примером является «Вкусвилл», работающий через площадку «Wildberries». Последний отмечает, что благодаря приходу данного ритейлера на площадку, оборот продуктов питания на маркетплейсе в 2019 году вырос почти в одиннадцать раз в натуральном выражении и почти в восемь раз в денежном эквиваленте. В целом же продажа продуктов питания через маркетплейсы в России показала рост на ***% в 2019 г. по сравнению с 2018 г., обогнав такой крупный сегмент, как автозапчасти и автотовары. В Таблице 2 представлен список крупнейших российских маркетплейсов; размещая товар на тех из них, которые торгуют продуктами питания, проектируемый сервис получает широкие возможности по продвижению среди целевой аудитории.
Таблица 2. Крупнейшие российские маркетплейсы
***
Можно сделать вывод, что рынок фудтеха, в частности такие его сегменты, как маркетплейсы и доставка продуктов и еды, находятся сейчас на подъеме, показывая взрывной рост. Это дает существенные шансы на успех текущего проекта в случае, если будут грамотно использованы все необходимые рыночные инструменты, такие как активный маркетинг, сотрудничество с другими маркетплейсами, сотрудничество со службами доставки, обеспечение бесплатной доставки для покупателей в черте города.
При этом уровень развития и насыщенности российского фудтех-рынка позволяет рассчитывать на высокие темпы роста в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет), обеспечивая тем самым стабильность развития проекта.
Определение целевой аудитории
Основные потребители услуг создаваемого сервиса являются женщины возрастом от 25 до 50 лет с уровнем дохода выше среднего. Они – активные пользователи социальных сетей, интересуются семьей, детьми, здоровым питаниям, здоровьем. Расчет целевой аудитории по проекту приведен в таблице ниже.
Ядро целевой аудитории по г. *** насчитывает *** женщин, которые подходят под описание целевой аудитории. В первые годы работы сервис может привлечь около *** тыс. постоянных покупателей. Исходя из аналитических расчетов средний расход покупателей на покупку еды через Интернет в *** равен *** руб./мес.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Суть и идея проекта |
10 |
1.2. Особенности бизнес-модели |
11 |
1.3. Обоснование эффективности проекта |
12 |
1.4. Привлечение производителей и поставщиков |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
18 |
2.1. Динамика и объем российского рынка |
18 |
2.2. Определение целевой аудитории |
28 |
Выводы |
29 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
31 |
3.1. Отбор основных конкурентов |
31 |
3.2. Конкурентное преимущество проекта |
38 |
3.3. Стратегическая канва |
39 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
43 |
4.1. Анализ деятельности конкурентных сайтов |
43 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
56 |
5.1. Планируемый объем инвестиций в проект |
56 |
5.2. Функционал приложения |
56 |
5.3. Разработка веб-приложения и мобильного решения |
58 |
5.4. Ценообразование/монетизация проекта |
59 |
Раздел 6. Финансовый план |
61 |
6.2. Сезонность |
64 |
6.3. Цены |
65 |
6.4. Объемы реализации продукции и план по привлечению поставщиков на платформу |
67 |
6.5. Маркетинговый план |
68 |
6.6. Выручка |
69 |
6.7. Персонал |
71 |
6.8. Затраты |
72 |
6.9. Налоги |
74 |
6.10. СОК |
74 |
6.11. Первоначальные инвестиции и график вложения |
76 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
76 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
78 |
6.14. Баланс |
80 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
81 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
83 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
87 |
7.1. Анализ чувствительности |
87 |
7.2. Анализ безубыточности |
95 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
99 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Доля людей, заказывающих доставку еды и продуктов |
20 |
Диаграмма 2. Предпочтения жителей городов-миллионников в выборе кухни |
20 |
Диаграмма 3. Прогноз развития рынка заказа еды и продуктов в России |
22 |
Диаграмма 4. Рост объема рынка торговли товарами повседневного спроса в России |
24 |
Диаграмма 5. Прогноз развития рынка онлайн-заказа еды в США |
25 |
Диаграмма 6. Причины, по которым потребители покупают продукты питания онлайн |
25 |
Диаграмма 7. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
50 |
Диаграмма 8. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятору |
52 |
Рисунки |
|
Рисунок 1. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов |
40 |
Таблица 1. Основные игроки рынка доставки продуктов питания в России |
22 |
Таблица 2. Крупнейшие российские маркетплейсы |
27 |
Таблица 3. Профиль конкурентной компании «Ешь деревенское» |
33 |
Таблица 4. Профиль конкурентной компании «LavkaLavka» |
34 |
Таблица 5. Профиль конкурентной компании «SeasonMarket» |
35 |
Таблица 6. Профиль конкурентной компании «Две сестрыt» |
36 |
Таблица 7. Профиль конкурентной компании «ТВОЙПРОДУКТ» |
36 |
Таблица 8. Количество посетителей на сайтах интернет-магазинов на рынке фермерских товаров, Россия |
44 |
Таблица 9. Объем потенциального рынка проекта |
46 |
Таблица 10. Объем потенциального рынка проекта с учетом близких по аудитории сайтов |
46 |
Таблица 11. Маркетинговые инструменты интернет-магазинов на рынке фермерских товаров, Россия |
48 |
Таблица 12. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
51 |
Таблица 13. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
51 |
Таблица 14. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
51 |
Таблица 15. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения клиентов |
52 |
Таблица 16. Средние значения показателей при объеме трафика 460 |
53 |
Таблица 17. Бюджет на ключевые слова для привлечения 2 195 клиентов |
53 |
Таблица 18. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram |
53 |
Таблица 19. Рекомендуемый бюджет на маркетинговые инициативы |
54 |
Таблица 20. Необходимый инвестиции, 1 этап развития проекта |
56 |
Таблица 21. Затраты и прибыль в стоимости товара |
60 |
За последние 5 лет наблюдается постоянное снижение поголовья крупного рогатого скота. По данным Росстата на 1 января 2024 года поголовье крупного рогатого скота в Российской Федерации составило 17,1 млн. гол., в том числе коров 7,55 млн. гол. В сравнении с 2022 годом общее поголовье скота уменьшилось на 393 тыс. гол. (2,2%), коров – на 2,4%. Голштинская порода является наиболее распространенной в Российской Федерации – 64,37% от общего поголовья скота.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок халяльной и кошерной продукции: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что средние темпы прироста объема мирового рынка халяльных продуктов сегодня составляют 14-16%, кошерных – 12-14%. Наиболее объемный рынок в мире и в России – это рынок халяльной продукции.