Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
***
Суть и идея проекта: создание интернет-платформы для хозяев домашних животных на которой будут представлены такие услуги:
• приобретение животных (выбор заводчика или питомника);
• помощь с выбором породы;
• передержка или предоставления гостиниц для домашних питомцев;
• ветеринарная помощь;
• груминг;
• ритуальные;
• информация по уходу за животными.
Миссия проекта: собрать на одном ресурсе всю информацию о жизни, питании, уходе за домашними животными. Проект является местом встречи поставщиков ветеринарных товаров и высококвалифицированных специалистов с владельцами животных.
Бизнес-модель: С2С; В2C.
Регион охвата: на начальном этапе Россия и страны, входящие в зону влияния Рунета. На последующих этапах выход на рынки США, Канады, Китая и Южной Кореи, Европы.
Монетизация проекта: услуги для потребителей сервиса – бесплатны на постоянной основе.
Для продавцов рекомендуются следующие варианты оплаты:
• оплата за принятие заказа в форме процента от заказа;
• ежемесячная арендная плата за размещение на маркетплейсе своего магазина, зависящая от ширины ассортимента – например 1, 5, 20 или 100 товарных позиций.
Возможно создание конструктора продуктовых наборов с постоянной стоимостью, например 1 500, 2 000, 2 500 руб. и т.д.
Рыночная ситуация:
1. Рынок товаров для животных, без учёта категории кормов, в Восточной Европе показал рост на уровне ***% и достиг $*** млрд., а в России этот сегмент рынка оценивается в $*** млн. Рост российского рынка в этой категории в 2020 году составил ***%.
2. Основными игроками на российском рынке зоотоваров являются агрегаторы, которые работают с заведениями-партнерами по двум моделям: маркетплейс или доставка собственной курьерской службой. В случае с маркетплейсом, поставщики размещают свои предложения на сайте или в приложении и через него получают заказы, доставкой занимаются сервис доставки маркетплейса. Эта схема достаточно удобна для ее интеграции в сфере e-commerce, поэтому текущий проект будет сочетать обе эти модели.
3. В России работают более 10 маркетплейсов, тройка лидеров – Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет», и категория «Товары для домашних животных» у российских маркетплейсов показала самую высокую динамику роста. Индекс годового роста составил ***.
4. Самый важный фактор для покупателей в заказе товаров для животных – наличие доставки, об этом говорят ***% покупателей. Почти такое же значение имеют ассортимент и скорость доставки, а меньше всего покупателей волнует, где территориально располагается интернет-магазин и откуда он осуществляет доставку заказа.
Конкурентное окружение:
Можно выделить два типа конкурентов:
1. Прямые конкуренты – ряд интернет-порталов, ориентированных владельцев домашних животных:
• «P2Pet»;
• «Зверье моё» ;
• «Хочу собаку»;
• «Найди друга»;
• «Четыре лапы».
Полноценными конкурентами являются компании «P2pet» и «Зверьё моё», поскольку именно они имеют наиболее близкую бизнес-модель с максимальным отходом от оффлайновых магазинов, но они так же только развивают свой бизнес.
2. Косвенными конкурентами являются маркетплейсы, как сильные игроки на рынке по предоставлению услуг и товаров для животных, такие как Wildberries, Ozon и Yandex Market, а также онлайн-магазины по продаже товаров для животных, статистику по продажам и посещениям которых можно использовать при расчете потенциального объема рынка для нового проекта.
Финансовые показатели:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
54 466 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
PI |
раз |
0,73 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
33 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Динамика и объем мирового рынка
По данным агентства «We Are Social», около ***млрд. человек во всем мире регулярно совершают покупки в сети. В 2020 году объем продаж составил *** млрд. $. Однако с ростом числа интернет-магазинов потребители стали более взыскательны к выбору площадки для покупок. Они хотят быстро, удобно и выгодно покупать разные товары в одном месте. Даже самые крупные мегамоллы не могут предложить такой же огромный выбор, как маркетплейсы. К тому же, за счёт большого количества поставщиков у покупателей есть возможность найти одинаковый товар по лучшей цене.
Сегодня в мире существует около *** маркетплейсов с капитализацией, превышающей *** млрд. $: от ритейлеров и логистических операторов до финансовых организаций и IT-компаний.
Крупные площадки отличает высокая рыночная стоимость, которая превышает десятки миллиардов долларов.
Среди факторов, способствующие росту электронной торговли можно выделить основные:
В мире насчитывается более чем *** миллиона собак и около *** миллионов домашних кошек.
По статистическим данным в США в 2019 году ***% всех домашних хозяйств имели домашних животных. Это примерно на **** процентов больше, чем в 1988 году, что безусловно сказывается на росте расходов в индустрии ухода за домашними животными. По оценкам, в 2019 году расходы составили около *** миллиарда $, что в *** раза больше, чем в 1998 году.
Согласно опросу владельцев домашних животных, проведенного в 2020 году, более *** миллионов домашних хозяйств в Соединенных Штатах владеют как минимум одной собакой, что делает их наиболее распространенным видом домашних животных в США в настоящее время. Второе и третье места заняли кошки и пресноводная рыба: такими домашними животными владеют около 42,7 миллиона и 11,5 миллиона домохозяйств соответственно.
Диаграмма 1. Популяция наиболее распространенных видов домашних животных в США в 2020 г., %
***
В то время как во всем мире наиболее распространенный тип домашних животных – собаки, в Европейском союзе, наоборот, более распространены кошки. В 2018 году примерно *** миллионов человек в этом регионе имели домашних кошек по сравнению с *** миллионами владельцев домашних собак. В том году в Германии было около *** миллионов домашних собак, что сделало ее страной с наибольшим количеством собак в Европейском Союзе. Среди других стран, наиболее любящих собак – Великобритания, Польша и Франция. Помимо кошек и собак, немцы содержали около *** миллионов мелких домашних животных, таких как хомяки и кролики. Кроме того, около *** миллионов семей в Германии владели аквариумом и примерно *** миллиона семей имели садовый пруд.
Общие продажи на рынке домашних животных в США неуклонно растут. Корм для домашних животных является самой продаваемой категорией на рынке домашних животных в США в 2020 году и, по прогнозам, сохранит первое место в 2021 году. В 2020 году было продано кормов для домашних животных на сумму около *** миллиардов $, и, по оценкам, эта цифра увеличится примерно до *** миллиарда $ в 2021 году. Сегмент ветеринарной помощи принес второй по величине доход: объем продаж в 2020 году составил около *** миллиарда $.
В минувшем году мировой рынок кормов для домашних животных вырос на ***% и составил $*** млрд. Драйверами роста категории стали корма для кошек и собак, показавшие увеличение почти на ****% и достигшие объёма в $*** млрд, прочие корма выросли на ***%, их объём оценивается в $*** млрд.
Диаграмма 2. Рынок кормов для домашних животных, мир
***
Доля продуктов для кошек и собак на мировом рынке кормов для непродуктивных животных уже несколько лет составляет ****%. Специалисты «Euromonitor» прогнозируют, что в 2021 году эта цифра не изменится, а рост категории составит ***% и достигнет объёма в $*** млрд.
Рынок наполнителей для кошачьих туалетов в мире в 2020 году оценен в $*** млрд. По сравнению с 2019 годом категория показала наиболее высокую динамику среди прочих и выросла на ****%. По прогнозам роста категории замедлится в 2021 году, до ***% роста и объём до $*** млрд.
Диаграмма 3. Рынок зоотоваров для домашних животных в мире, млрд. $, исключая корма
***
Товары для здоровья животных на мировом рынке в 2020 году оцениваются в $*** млрд, пищевые добавки для питомцев – в $*** млрд.
Категория прочих товаров для животных на мировом рынке показала динамику в ***% с увеличением объёма до $*** млрд. В текущем году, по прогнозируется незначительный рост и составит не более $*** млрд.
Динамика и объем рынка России
На сегодняшний день более половины россиян, а это *** млн. человек — являются владельцами домашних питомцев. Согласно данным исследования, в ***% российских семей есть кошка или собака, а в ***% — и кошка, и собака. Преобладают семьи с кошками — ***%, а собак содержит ***% домохозяйств. За три последних года численность домашних кошек и собак выросла на ***% и достигла почти *** млн. особей. Конечно, не только количество животных определяет объём рынка, но именно этот показатель является фундаментом для его дальнейшего роста.
Диаграмма 4. Динамика численности животных в домохозяйствах России за 2017-2010 гг.
***
Прирост популяции домашних животных в городах – ***%, а в сельской местности – ***%. В Москве популяция увеличилась только на ***%.
Число домашних любимцев в городах-«миллионниках» выросло на ***%. Наибольший рост популяции домашних животных отмечен в городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 млн. человек — ***%. В городах с населением менее 500 тысяч человек прирост составил ***%.
В России насчитывается более *** млн. домашних кошек и около *** млн. собак. Статистика показывает, что рост востребованности в товарах для животных постоянно растет. Ежегодный прирост рынка кормов для домашних животных составляет ***%.
Диаграмма 5. Динамика роста популяции домашних животных в 2017-2020 гг., демографический признак
***
По прогнозам, в Москве и в других крупнейших городах России, увеличение объёмов продаж кормов для кошек и собак будет происходить за счёт премиумизации. У компаний, которые работают в городах с населением до *** млн, будет два источника роста – премиумизация и пенетрация категории.
Рынок товаров для животных, без учёта категории кормов, в Восточной Европе показал рост на уровне ***% и достиг $*** млрд, а в России этот сегмент рынка оценивается в $*** млн. Рост российского рынка в этой категории в 2020 году составил 5%.
Диаграмма 6. Рынок зоотоваров для домашних животных в Восточной Европе, исключая корма, млн. $
***
Продажи товаров для животных в 2020 году выросли на ***% год к 2019 году, а быстрее всего растут продажи корма для кошек и собак – на ***% и ***% соответственно, корма для грызунов – на ***%, наполнителей для туалетов – на ***%. Учитывая, что в 2020 году россияне в основном проводят время дома, растут и продажи игрушек для животных – на ****% год к году.
Диаграмма 7. Рынок зоотоваров для домашних животных в России, исключая корма, млн. $
***
Средний чек в зоомагазине в феврале 2021 года составил *** рублей. Его значение выросло на ***%, но продажи упали на ****% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, так как в этот период действовали карантинные ограничения для розницы. В этот же период замечен рост продаж в интернет-магазинах зоотоваров и в категории «Зоотовары» маркетплейсов.
Таблица 1. Средняя цена на группы товаров в категории «Зоотовары»
***
Основными игроками на российском рынке зоотоваров являются агрегаторы, которые работают с заведениями-партнерами по двум моделям: маркетплейс или доставка собственной курьерской службой. В случае с маркетплейсом, поставщики размещают свои предложения на сайте и в приложении, и через него получают заказы, но доставкой занимаются сами сотрудники заведения. Эта схема достаточно удобна для ее интеграции в сфере e-commerce, поэтому текущий проект будет сочетать обе эти модели.
Онлайн-продажи товаров и услуг для домашних животных (e-commerce), как сегмент рынка по уходу за домашними животными представляет собой нишу с высоким потенциалом роста в интернете.
В России работают более 10 маркетплейсов, тройка лидеров – Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет», и категория «Товары для домашних животных» у российских маркетплейсов показала самую высокую динамику. Индекс годового роста у неё составил ***. (Для сравнения, на втором и третьем местах – косметика (***) и спорттовары (***). Например, продажи зоотоваров у Wildberries по итогам 2020 года увеличились на ***%, до *** млрд рублей.
Маркетплейсы выходят на рынок продаж массовых товаров, которые уже имеют большой и устойчивый спрос. Они используют уже «прогретый» рынок производителями, дистрибьюторами и розничными продавцами. Наиболее активный и сформированный спрос на корма для животных. Как следствие, специализированная розница несет значительные убытки. Онлайн-зоомагазины также уступают в оборотах маркетплейсам.
Основные приоритеты маркетплейсов по сравнению с розницей и интернет магазинами (e-commerce):
География охвата. Крупнейший из специализированных онлайн магазин – Petshop.ru – работает в *** крупнейших городах России и в шести в Казахстане. Но Wildberries имеет **** точеки выдачи на территории России.
Маркетплейсы используют кросс-продажи, покупатель заказывает у них одновременно ботинки, шторы, телефон, колбасу и корм для собаки. В пандемию это обстоятельство было одним из решающих аргументов в пользу новых игроков на зоорынке.
У крупнейших маркетплейсов уже сейчас ассортимент зоотоваров больше, чем у специализированных интернет-магазинов. «Яндекс.Маркет» предлагает *** кормовых брендов для кошек и ****для собак. «Petshop» – *** и ***соответственно.
Маркетплейс является идеальной площадкой для раскрутки дистрибьюторами новых импортных зоотоваров.
Рассмотрим список ТОП-маркетплейсов России у которых есть раздел «Товары для животных».
Таблица 2. ТОП маркетплейсов России в категории «Зоотовары», 2020 г.
***
На сегодняшний день компания, входящая на рынок маркетплейса, имеет все шансы добиться успеха, если приложит усилия к завоеванию новых клиентов. Тенденция к росту рынка покупок онлайн увеличивается с каждым годом.
Диаграмма 8. Объемы продаж ТОП-маркетплейсов за 2019-2020 гг.
***
Рынок услуг для домашних животных является трудно анализируемым, так как он только начинает свое становление и практически весь находится в тени. Только ветеринарные услуги имеют историю развития и успешной реализации.
Диаграмма 9. Динамика рынка ветеринарных услуг России в 2016-2020гг., млрд. руб.
***
На протяжении 2015-2019 гг. объем рынка в денежном выражении неизменно увеличивался. При этом в 2016-2018 гг. отмечено замедление роста рынка. По итогам 2019 г. объем рынка ветеринарных услуг в России составил *** млрд руб., что на ***% больше, чем годом ранее и на ***%, чем в 2015 г. Среднегодовой темп прироста объема рынка за анализируемый период составил ***%.
В 2020 году, из-за пандемии коронавируса, рынок услуг для домашних животных ощутил на себе стагнацию и зарегистрировал убытки на уровне на ***% по сравнению с 2019 годом и составил *** млрд. руб.
Таблица 3. Средняя цена на группы услуг в категории «Зооуслуги»
***
Большинство владельцев считают своих животных здоровыми. Однако часто такое представление связано с отсутствием культуры обращения за ветеринарной помощью. Рост процента животных с проблемным здоровьем говорит о развитии привычки обследовать животных. Поскольку за пределами крупных городов регулярные обследования животных ещё не вошли в образ действий владельцев, у ветклиник, а также у сегмента диетических кормов и ветпрепаратов есть высокий потенциал для развития в результате проведения просветительской работы.
По результатам анализа рынка, можно сделать вывод о том, что стерилизованных кошек в городах – менее половины, в сельских населённых пунктах ещё меньше.
Груминг является одним из самых популярных направлений в этой сфере услуг для животных. Салоны предлагают комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, ногтями, ушами и глазами домашнего питомца. В 2019-2020 году салоны перешли на индивидуальное обслуживание по предварительной записи, многие мастера начали частный бизнес. Так на сайте «Яндекс. Услуги» зарегистрировано *** таких специалистов.
В последнее время начал развиваться бизнес гостиниц для домашних животных. Помимо передержки здесь оказывают услуги груминга, дрессировки и зоотакси. Средняя заполняемость всех номеров, даже в период карантина составляла ***%. Аналитики отмечают, что рынок гостиниц для животных практически не освоен и является свободным. Клиенты только знакомятся с таким видом сервиса.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Суть и идея проекта |
10 |
1.2. Особенности бизнес-модели |
13 |
a. Обоснование эффективности проекта |
15 |
b. Привлечение производителей и поставщиков |
17 |
Раздел 2. Анализ рынка |
20 |
2.1. Динамика и объем мирового рынка |
20 |
2.2. Динамика и объем рынка России |
24 |
Выводы |
33 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
36 |
3.1. Отбор основных конкурентов |
36 |
3.2. Конкурентное преимущество проекта |
40 |
3.3. Стратегическая канва |
42 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
45 |
4.1. Анализ деятельности конкурентных сайтов |
45 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
56 |
5.1. Планируемый объем инвестиций в проект |
56 |
5.2. Функционал приложения |
57 |
5.3. Разработка веб-приложения и мобильного решения |
60 |
5.4. Персонал проекта |
61 |
5.5. Ценообразование/монетизация проекта |
63 |
Раздел 6. Финансовый план |
66 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
66 |
6.2. Сезонность |
70 |
6.3. Цены |
71 |
6.4. Объемы реализации товаров и услуг |
72 |
6.5. Выручка |
73 |
6.6. Персонал |
75 |
6.7. Затраты |
77 |
6.8. Налоги |
78 |
6.9. СОК |
79 |
6.10. Инвестиции |
80 |
6.11. Капитальные вложения |
81 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
81 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
83 |
6.14. Баланс |
85 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
86 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
88 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
92 |
7.1. Анализ чувствительности |
92 |
7.2. Анализ безубыточности |
100 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
104 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Популяция наиболее распространенных видов домашних животных в США в 2020 г., % |
21 |
Диаграмма 2. Рынок кормов для домашних животных, мир |
23 |
Диаграмма 3. Рынок зоотоваров для домашних животных в мире, млрд. $, исключая корма |
23 |
Диаграмма 4. Динамика численности животных в домохозяйствах России за 2017-2010 гг. |
24 |
Диаграмма 5. Динамика роста популяции домашних животных в 2017-2020 гг., демографический признак |
25 |
Диаграмма 6. Рынок зоотоваров для домашних животных в Восточной Европе, исключая корма, млн. $ |
26 |
Диаграмма 7. Рынок зоотоваров для домашних животных в России, исключая корма, млн. $ |
27 |
Диаграмма 8. Объемы продаж ТОП-маркетплейсов за 2019-2020 гг. |
30 |
Диаграмма 9. Динамика рынка ветеринарных услуг России в 2016-2020гг., млрд. руб. |
31 |
Диаграмма 10. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов |
43 |
Диаграмма 11. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
50 |
Диаграмма 12. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятору |
52 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Этапы создания веб-приложения |
57 |
Таблица 1. Основные опции создаваемого проекта |
11 |
Таблица 2. Основные преимущества создаваемого портала по сравнению с другими проектами |
16 |
Таблица 3. Средняя цена на группы товаров в категории «Зоотовары» |
27 |
Таблица 4. ТОП маркетплейсов России в категории «Зоотовары», 2020 г. |
29 |
Таблица 5. Средняя цена на группы услуг в категории «Зооуслуги» |
31 |
Таблица 6. Профиль конкурентной компании |
37 |
Таблица 7. Профиль конкурентной компании «Зверье мое» |
38 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта «Хочу собаку» |
38 |
Таблица 9. Профиль конкурентного проекта «Найди друга» |
39 |
Таблица 10. Профиль конкурентного проекта «4 лапы» |
40 |
Таблица 11. Количество посетителей на сайтах интернет-магазинов на товаров и услуг для домашних животных, Россия |
46 |
Таблица 12. Объем потенциального рынка проекта |
48 |
Таблица 13. Объем потенциального рынка проекта с учетом маркетплейсов |
48 |
Таблица 14. Маркетинговые инструменты интернет-порталов на рынке товаров для домашних животных, Россия |
49 |
Таблица 15. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
50 |
Таблица 16. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
51 |
Таблица 17. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
51 |
Таблица 18. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения 1107 клиентов |
52 |
Таблица 19. Средние значения показателей при объеме трафика 460 |
53 |
Таблица 20. Бюджет на ключевые слова для привлечения 5 454 клиентов |
53 |
Таблица 21. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram |
53 |
Таблица 22. Рекомендуемый бюджет на маркетинговые инициативы |
54 |
Таблица 23. Необходимый инвестиции, 1 этап развития проекта |
56 |
Таблица 24. Необходимое оборудование проекта |
56 |
Таблица 25. Необходимый персонал разработки |
61 |
Таблица 26. Персонал проекта на 1 этапе |
62 |
Таблица 27. Персонал проекта на 2 этапе |
62 |
Таблица 28. Затраты и прибыль в стоимости товара |
64 |
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
✔️В частности, почти 38% опрошенных 18–54 лет просматривают сайт ресторана перед посещением, что намного больше значения предыдущего года (34,7%). Гости хотят заранее иметь подробную информацию о меню, атмосфере заведения и специальных предложениях.