30 000 ₽
Демоверсия
Бизнес-план организации производства автономных вегетационных комплексов и питательных концентратов (с финансовой моделью)
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
VTSConsulting

Бизнес-план организации производства автономных вегетационных комплексов и питательных концентратов (с финансовой моделью)

Дата выпуска: 11 ноября 2020
Количество страниц: 87
Срок предоставления работы: 1 день
Excel
ID: 67219
30 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ

К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных. В финансовую модель встроен калькулятор инвестора, с помощью которого можно рассчитать финансовые показатели для потенциального инвестора, исходя из процента вложенных средств и доли.

***

Идея проекта: организация производства автономных вегетационных комплексов и питательных концентратов.

География реализации проекта: Россия (на первоначальном этапе развития проекта СФО и ДФО). В перспективе – экспорт за рубеж.

Рыночная ситуация:

1. В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – **%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%. Важной тенденцией в 2020-2021 эксперты считают повышение стоимости на продукцию защищенного грунта. Подобные изменения уже отмечались в первые месяцы 2020 года, но самый значительный рост в текущем году ожидается в субъектах СФО и ДФО. Исходя из структуры валового сбора продукции защищенного грунта по регионам и тенденции повышения цен, оптимальными регионами для реализации автономных вегетационных комплексов являются СФО и ДФО.

2. Целевая аудитория проекта:

  • *** крупнейших нефте- и газодобывающих компаний с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.;
  • *** месторождения золотодобывающих компаний с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.;
  • *** морских суден с ориентировочной численностью экипажа *** чел.;
  • *** отдаленных и труднодоступных населенных пункта с общей численностью населения *** чел.

3. Объем потенциального рынка проекта в СФО и ДФО составляет *** модуля автономных вегетационных комплексов.

4. Альтернативным рынком для реализации проекта является выращивание саженцев с помощью автономных вегетационных комплексов, а именно:

  • выращивание саженцев деревьев (в том числе хвойных), согласно Государственного проекта по возобновлению лесного фонда России и «Государственной программы РФ «Развитие Лесного Хозяйства»»;
  • выращивание саженцев любых растений, овощей, фруктов и зелени;
  • возможность выращивания клонированных растений.

5. Потенциальный объем рынка составляет *** саженцев/год.

Конкурентное окружение:

Конкурентными технологиями для автономных вегетационных комплексов выступают сити-фермы. Строительством сити-ферм «под ключ» в России занимаются 3 компании. Основным конкурентом выступает компания iFarm, которая предлагает несколько автоматизированных технологий. Косвенными конкурентами выступают интернет-магазины «ПРОМГИДРОПОНИКА.РФ» и «АгроДом», которые предлагают ассортимент продукции для технологий выращивания – гидропоники и аэропоники.

Маркетинговые инструменты: сайт, SEO-продвижение, контекстная реклама, участие в выставках.

Финансовые показатели проекта:

Показатели

Ед. изм.

Значение

по проекту

Значения для инвестора

Необходимые инвестиции

тыс. руб.

12 268

12 268

NPV

тыс. руб.

***

***

Индекс прибыльности (PI)

раз

101%

1,39

IRR

%

***

***

Срок окупаемости

мес.

24

37

Дисконтированный срок окупаемости

мес.

***

***

 

Выдержки из исследования

Рынок продукции защищенного грунта

В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Такие показатели свидетельствуют о переходе тепличной отрасли в состояние действительно высокотехнологичного товарного производства, мало зависящего от природных условий.

Важное изменение, отмечаемое в последние годы, – увеличение объемов выращивания томатов в теплицах.

Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., %

***

Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – ***%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%.

Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., %

***

Площадь отапливаемых зимних комплексов в 2019 году составляла почти *** га, из них на крупные организации пришлось *** га, площади весенних парников в общей сложности составили еще чуть более *** га.

Основные площади защищенного грунта с учетом весенних построек находятся в СКФО, ЦФО и ЮФО. При этом круглогодичные производственные площадки в большей степени сосредоточены в ЦФО – *** га. Хуже всего ситуация складывается на Дальнем Востоке, несмотря на все призывы развивать овощеводство защищенного грунта и снижать полную зависимость региона от китайского экспорта.

Важной тенденцией в 2020-2021 эксперты считают повышение стоимости на продукцию защищенного грунта. Рост цен будет связан с девальвацией рубля, что приведет к удорожанию импортной продукции и увеличению стоимости закупки иностранных компонентов для тепличного производства: семян, расходных материалов, оборудования и конструкций. Подобные изменения уже отмечались в первые месяцы 2020 года, но самый значительный рост в текущем году ожидается в субъектах СФО и ДФО. Так, проведенные в данных регионах в феврале 2020 года полевые исследования показали увеличение цен на тепличные овощи в среднем на ***% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.      Причина – почти абсолютная зависимость от китайского импорта и повлиявшая на поставки эпидемия COVID-19.

Исходя из структуры валового сбора продукции защищенного грунта по регионам и тенденции повышения цен, оптимальными регионами для реализации автономных вегетационных комплексов являются Сибирский федеральный округ (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДФО).

 

Целевая аудитория проекта

Основной целевой аудиторией проекта выступают нефте- и газодобывающее компании, золотодобывающие компании, корабли морского флота, отдаленные и труднодоступные территории.

 

Нефте- и газодобывающие компании

В СФО и ДФО находится *** крупнейших нефте- и газодобывающих компаний, которые имеют платформы и скважины в отдаленных и труднодоступных районах.

Таблица 1. Перечень нефте- и газодобывающих компаний, СФО и ДФО

***

На примере «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» рассмотрим состав объектов нефте- и газодобывающих компаний.

Таблица 2. Объекты «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»

***

Целевая аудитория проекта составляет *** компаний с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.

Золотодобывающие компании

В СФО и ДФО находится *** крупнейших золотодобывающих компаний, которые имеют месторождения в отдаленных и труднодоступных районах.

Таблица 3. Перечень золотодобывающих компаний, СФО и ДФО

***

На примере ПАО «Полюс», АО «Полиметалл» и Корпорация Kinross Gold рассмотрим состав объектов золотодобывающих компаний.

Таблица 4. Объекты золотодобывающих компаний

***

Целевая аудитория проекта составляет *** месторождения с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.

 

Морской флот

На территории ДФО базируется Тихоокеанский военно-морской флот.

Состав флота: *** надводных кораблей и *** подводных лодок (по состоянию на май 2020 года).

Главная база флота: Владивосток.

Пункты базирования: Владивосток, Фокино и Большой Камень (Приморский край), Вилючинск (Камчатский край), Советская гавань (пос. Заветы Ильича, Хабаровский край).

В таблице ниже представлен состав флота с количеством членов экипажа (указаны корабли и подводные лодки с автономностью от 40 суток). Автономность корабля, приспособленность корабля к выполнению задач в отрыве от баз без пополнения запасов и замены личного состава.

Таблица 5. Состав Тихоокеанского военно-морского флота

***

В составе морского флота также необходимо выделить ледоколы и научно-исследовательские судна, которые имеют автономность более 40 суток.

Таблица 6. Состав морского флота

***

Целевая аудитория проекта составляет *** суден с ориентировочной численностью экипажа *** чел.

 

Отдаленные и труднодоступные территории

В таблице ниже представлено количество отдаленных и труднодоступных территории СФО и ДФО.

Таблица 7. Количество отдаленных и труднодоступных территории, СФО и ДФО

***

Для расчета среднего количества населения на 1 населенный пункт были отобраны в каждом субъекте РФ по одному муниципальному району с населенными пунктами.

Таблица 8. Среднее количество населения на 1 населенный пункт в отдаленных и труднодоступных территориях, СФО и ДФО

***

Целевая аудитория проекта составляет *** населенных пункта с общей численностью населения *** чел.

 

Формирование спроса

Один модуль площадью 2 кв. м способен заменить от *** до *** кв. м посевных площадей открытого грунта.

Таблица 9. Расчёт возможностей модуля автономного вегетационного комплекса

***

Исходя из норм потребления и производительности, 1 модуль автономного вегетационного комплекса способен обеспечить с-х продукцией *** чел./год.

В таблицах ниже приведен пример расчета обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах.

Таблица 10. Исходные данные для расчетов

***

Таблица 11. Расчет обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах

***

Использование автономных вегетационных комплексов в сравнении с закупкой и доставкой продуктов в труднодоступные районы является экономнее в *** раза.

 

Объем потенциального рынка

Исходя из норм потребления и производительности 1 модуля автономного вегетационного комплекса и целевой аудитории проекта, в таблице ниже рассчитаем объем потенциального рынка проекта. Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект при эффективной политике продвижения имеет возможность привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории.

Таблица 12. Потенциальный объем рынка проекта, СФО и ДФО

***

Объем потенциального рынка проекта в СФО и ДФО составляет *** модуля автономных вегетационных комплексов.

 

Альтернативный рынок для реализации проекта

Альтернативным рынком для реализации проекта является выращивание саженцев с помощью автономных вегетационных комплексов, а именно:

  • выращивание саженцев деревьев (в том числе хвойных), согласно Государственного проекта по возобновлению лесного фонда России и «Государственной программы РФ «Развитие Лесного Хозяйства»»;
  • выращивание саженцев любых растений, овощей, фруктов и зелени;
  • возможность выращивания клонированных растений.

Для удовлетворения нужд АПК и лесного хозяйства в России работают *** питомников, производящих до *** млн. штук саженцев и рассады. По мнению многих экспертов, Российской Федерации, обладающей огромной территорией, многообразием природно-климатических условий и большой численностью населения, необходимо иметь около *** тыс. питомников. Сейчас для их формирования сложилась благоприятная обстановка, поскольку существует один из самых важных факторов — спрос на продукцию. По оценкам специалистов, ежегодно отмечается повышение ее объемов на ***% и больше.

По расчетам специалистов, ежегодная потребность РФ в саженцах плодовых деревьев составляет не менее *** млн. штук. При этом точная официальная статистика по объемам российского производства отсутствует, а сведения, имеющиеся в доступных источниках, различаются. Например, в одних базах указано, что в России сегодня выпускается *** млн. саженцев плодовых деревьев и ввозится *** млн. штук импортного посадочного материала. По данным Федеральной таможенной службы РФ, только за первое полугодие 2018 года поставки в РФ составили *** млн. единиц садовых культур без винограда, что превысило показатель 2017 года на ***%.

Для обеспечения формирования садовых насаждений в минимальных объемах, равных *** тыс. га, по РФ необходимо выращивать около *** млн. сертифицированных саженцев.

Диаграмма 3. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений, га

***

По расчетным данным Министерства сельского хозяйства РФ, нормативная потребность в посадочном материале для достижения целевого индикатора «Площадь закладки многолетних насаждений» по Госпрограмме в 2019 году равнялась *** млн. штук, в 2020 году – *** млн. единиц.

Диаграмма 4. Нормативная потребность в посадочном материале, млн. шт.

***

В структуре потребности в посадочном материале преобладают саженцы семечковых культур – ***%.

Диаграмма 5. Структура потребности в посадочном материале, %

***

По данным Рослесхоза, в 2019 году экономический ущерб от лесных пожаров в России составил *** млрд. рублей. За пожароопасный сезон в ряде российских регионов огонь охватил свыше *** млн. га леса.

Для восстановления лесных ресурсов выгоревшие участки засеваются саженцами, выращенными в специальных лабораторных условиях методом клонального размножения. Древесные клоны можно размножить в *** раза быстрее, чем обычные саженцы, при этом они генетически однородны.

В целом, в России потребность в саженцах, полученных клональным размножением, составляет *** млн. растений в год. На сегодняшний день эта потребность удовлетворяется отечественными компаниями только на ***%.

Ниже приведем расчет объема потенциального рынка выращивания саженцев на примере виноградной лозы.

В Россию уже несколько лет запрещают ввозить саженцы винограда из многих иностранных питомников, а собственные отечественные немногочисленны, и их мощи недостаточно, чтобы обеспечить планы по быстрому росту виноградников. Из-за рубежа ввозится и примерно ***% саженцев агрокультуры. Зависимость от импортных саженцев для российского виноградарства и виноделия в том виде, как сейчас — очень критична.

В 2018 году было заложено *** га новых виноградников — на треть больше, чем в 2017-м, а в 2019 году – *** га (приблизительно для этого понадобилось около *** млн. саженцев). В 2020-м эта прибавка может быть еще больше — до *** тыс. га.

По данным Росстата, площади виноградников в сельхозпредприятиях в 2018-м составили *** га, еще около *** га насчитывается у фермеров. Летом 2019 года Минсельхозом были озвучены задачи и даты по развитию виноградарства: *** га к 2025 году. Кроме того, к 2025 году власти хотят полностью обеспечить потребности отрасли в отечественных саженцах.

Промышленное производство винограда сконцентрировано на юге России: практически весь объем валового сбора приходится на четыре региона – Краснодарский (***%) и Ставропольский (***%) края, а также республику Дагестан (***%) и Крым (***%).

В таблице ниже произведем расчет объема потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы.

Таблица 13. Объем потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы

***

Чтобы достигнуть к 2025 году площади виноградников *** га, необходимо в среднем ежегодно высаживать по *** га саженцев виноградной лозы. Таким образом, годовая потребность в саженцах составит:

***

Доля рынка проекта составит ***% от общего объема саженцев виноградной лозы.

 

 

Развернуть
Содержание

Перечень таблиц, диаграмм, рисунков

4

Резюме проекта

8

Раздел 1. Описание проекта

10

1.1. Суть и идея проекта

10

1.2. Особенности технологии

10

1.3. Технические характеристики автономного вегетационного комплекса

13

1.4. Преимущества автономного вегетационного комплекса

15

Раздел 2. Анализ рынка

17

2.1. Рынок продукции защищенного грунта

17

2.2. Целевая аудитория проекта

19

2.2.1. Нефте- и газодобывающие компании

19

2.2.2. Золотодобывающие компании

20

2.2.3. Морской флот

22

2.2.4. Отдаленные и труднодоступные территории

23

2.3. Формирование спроса

29

2.4. Объем потенциального рынка

31

2.5. Альтернативный рынок для реализации проекта

32

Раздел 3. Конкурентное окружение

37

Раздел 4. Маркетинговый план

44

4.1. Сайт

44

4.2. SEO-продвижение и контекстная реклама

45

4.3. Участие в выставках

46

Раздел 5. Организационный план

48

5.1. Производственный план

48

5.2. Аренда и ремонт помещений, оборудование

48

5.3. Патентирование технологии

51

5.4. Персонал

52

Раздел 6. Финансовый план

53

6.1. Допущения, использованные при расчетах

53

6.2. Сезонность

55

6.3. Изменение цен

55

6.4. Объемы реализации услуг

57

6.5. Выручка от реализации услуг

58

6.6. План найма персонала

59

6.7. Затраты

60

6.8. Налоговые платежи

61

6.9. Собственный оборотный капитал

63

6.10. Первоначальные инвестиции

64

6.11. Капитальные вложения в проект

65

6.12. Отчет о прибылях и убытках

65

6.13. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC

68

6.14. Отчет о движении денежных средств

71

6.15. Прогнозный баланс

72

6.16. Показатели экономической эффективности проекта

73

Раздел 7. Анализ рисков проекта

78

7.1. Анализ чувствительности

78

7.2. Анализ безубыточности

84

ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting»

87

Развернуть
Иллюстрации

Диаграммы

 

Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., %

17

Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., %

18

Диаграмма 3. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений, га

33

Диаграмма 4. Нормативная потребность в посадочном материале, млн. шт.

34

Диаграмма 5. Структура потребности в посадочном материале, %

34

Диаграмма 6. Сезонность по загрузке производства, % от максимальной за год

55

Диаграмма 7. Сезонность по среднему чеку, % от максимальной за год

55

Диаграмма 8. Динамика загрузки объекта, % от плановой максимальной

57

Диаграмма 9. Годовая динамика выручки от реализации услуг по проекту, тыс. руб. без НДС

58

Диаграмма 10. Распределение выручки по проекту

59

Диаграмма 11. Динамика чистой прибыли (убытка) по проекту, тыс. руб.

67

Диаграмма 12. EBITDA по проекту, тыс. руб.

67

Диаграмма 13. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб.

72

Диаграмма 14. Необходимые вложения со стороны инвестора в проект, тыс. руб.

77

 

 

Рисунки

 

Рисунок 1. Варианты размещения автономных вегетационных комплексов

14

Рисунок 2. Примеры выставочных стендов

47

Рисунок 3. Расчетный денежный поток (накопленным итогом), тыс. руб.

76

Рисунок 4. Дисконтированный денежный поток (накопленным итогом), тыс. руб.

76

Рисунок 5. Точка безубыточности

85

Развернуть
Таблицы

Таблица 1. Урожай с-х культур с 1 кв. м

12

Таблица 2. Технические характеристики модуля

13

Таблица 3. Эксплуатационные расходы на 1 модуль

13

Таблица 4. Сравнительная характеристика традиционных технологий выращивания с/х культур с автономным вегетационным комплексом

15

Таблица 5. Перечень нефте- и газодобывающих компаний, СФО и ДФО

19

Таблица 6. Объекты «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»

20

Таблица 7. Перечень золотодобывающих компаний, СФО и ДФО

21

Таблица 8. Объекты золотодобывающих компаний

21

Таблица 9. Состав Тихоокеанского военно-морского флота

22

Таблица 10. Состав морского флота

23

Таблица 11. Количество отдаленных и труднодоступных территории, СФО и ДФО

23

Таблица 12. Среднее количество населения на 1 населенный пункт в отдаленных и труднодоступных территориях, СФО и ДФО

27

Таблица 13. Расчёт возможностей модуля автономного вегетационного комплекса

29

Таблица 14. Исходные данные для расчетов

30

Таблица 15. Расчет обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах

30

Таблица 16. Потенциальный объем рынка проекта, СФО и ДФО

31

Таблица 17. Объем потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы

36

Таблица 18. Компании, которые занимаются строительством сити-ферм «под ключ»

37

Таблица 19. Основные технические характеристики салатной вертикальной фермы iFarm

39

Таблица 20. Основные технические характеристики базовых модификаций iFarm Cropper

39

Таблица 21. Ассортимент продукции «ПРОМГИДРОПОНИКА.РФ»

40

Таблица 22. Ассортимент продукции «АгроДом»

41

Таблица 23. Примерный перечень аграрных выставок

46

Таблица 24. План реализации

48

Таблица 25. Предложения аренды офисных помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва

49

Таблица 26. Предложения аренды складских помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва

49

Таблица 27. Предложения ремонтов офисов «под ключ» в г. Москва

50

Таблица 28. Затраты на оборудование и инвентарь

51

Таблица 29. Затраты на патентирование

51

Таблица 30. Штата персонала

52

Таблица 31. Прогнозные допущения по проекту

53

Таблица 32. Этапы запуска проекта

54

Таблица 33. Начальные числовые допущения по проекту

54

Таблица 34. Стоимость реализации услуг с учетом инфляции

56

Таблица 35. Изменение постоянных расходов с учетом инфляции

56

Таблица 36. Объемы реализации услуг

57

Таблица 37. Предполагаемая выручка от реализации услуг, тыс. руб. за год

58

Таблица 38. ФОТ и налоги на ФОТ, тыс. руб.

59

Таблица 39. Затраты по проекту, тыс. руб.

61

Таблица 40. Распределение налогов, тыс. руб.

61

Таблица 41. Норматив СОК, дней

64

Таблица 42. Перечень первоначальных инвестиций в бизнес

64

Таблица 43. Капитальные вложения в проект, тыс. руб. без НДС

65

Таблица 44. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

65

Таблица 45. Расчет ставки дисконтирования

70

Таблица 46. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб.

71

Таблица 47. Прогнозный баланс проекта (на конце периода), тыс. руб.

72

Таблица 48. Показатели экономической эффективности в целом по проекту

74

Таблица 49. Финансовые показатели для инвестора

77

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 30 июля 2021 РБК Исследования рынков Чуть менее половины россиянок планируют экономить на одежде в 2021 году Ухудшение экономической ситуации и снижение реальных доходов населения на фоне пандемии COVID-19 сказались на готовности россиянок тратить деньги на женскую одежду

Согласно результатам опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок женской одежды 2021», 35% респонденток планируют в текущем году экономить на шопинге и реже обновлять гардероб, годом ранее так отвечали только 28% опрошенных. О снижении потребительской уверенности говорит и падение доли опрошенных, которые не намерены менять свои привычки в отношении обновления гардероба. Если в марте 2020 года 45% опрошенных планировали сохранить потребление на уровне предыдущего года, то в 2021 году показатель снизился на 9 процентных пунктов, до 36%. Помимо этого, часть респонденток намерены экономить, покупая одежду более дешевых брендов. Об этом заявили 14% опрошенных россиянок. Более характерна такая модель экономии для покупательниц, состоящих в браке и имеющих детей. В данных социально-демографических группах перейти на более дешевые бренды намерены 16% женщин, тогда как свободные от семейных обязательств дамы давали аналогичный ответ в 12% случаев.

Статья, 30 июля 2021 РБК Исследования рынков Из-за пандемии COVID-19 импорт обуви в Россию сократился на 15% Пандемия коронавируса непосредственным образом отразилась и на импорте обуви в Россию

Из месячной динамики видно, что постепенный рост импорта продолжился бы и в 2020 году: в январе прирост поставок составил +24% в натуральном выражении и +15% в стоимостном. Так, российские ретейлеры, не имеющие собственного производства, в большинстве случаев продолжают отдавать предпочтение импортной обуви в силу более выигрышного сочетания цена-качество по сравнению с отечественной продукцией. Тем не менее, так как импорт обуви осуществляется преимущественно из Китая, уже в феврале-марте появились проблемы с поставками в Россию в связи с захлестнувшей Китай эпидемией новой коронавирусной инфекции. Однако первым «провальным» месяцем в торговле, производстве и импорте стал апрель – месяц всеобщих «каникул» и самоизоляции. В стоимостном выражении падение оказалось еще более сильным, что связано с резкой девальвацией рубля по отношению к доллару. 

Показать еще