Бесплатно
Страхование жизни в России: элементы неопределенности
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Бесплатно
Скачать
"Эксперт РА"

Страхование жизни в России: элементы неопределенности

Дата выпуска: 10 октября 2017
Количество страниц: 15
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 54759
Бесплатно
Скачать
Описание
Описание

Ключевыми рисками, присущими ИСЖ, уже в 2018 году будут высокая неопределенность в части доходности, недостаточное понимание клиентом продукта и вероятность регулятивных изменений. Неудовлетворенность клиентов результатами размещения средств способна вызвать их нежелание перезаключать договоры инвестиционного страхования жизни, что может негативно отразиться на объеме рынка вплоть до его сокращения. Кроме того, не исключены изменения в регулировании сегмента инвестиционного страхования жизни, что впоследствии может закончиться значительной трансформацией этого вида или перетоком вложений в другие инвестиционные инструменты. По базовому сценарию RAEX (Эксперт РА), то есть без корректировки на указанные риски, в 2017 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 50–55%, объем рынка достигнет 330 млрд рублей, в 2018-м – 430 млрд рублей (+30%).

Страхование жизни по итогам 1 полугодия 2017-го стало лидером рынка по объему премий, обогнав по сравнению с 1 полугодием 2016-го ОСАГО и ДМС. Этот вид обеспечил 93,1% абсолютного прироста страхового рынка, или 52,4 млрд рублей. Его доля в общем объеме страховых взносов увеличилась на 6,8 п. п. за 1 полугодие 2017-го по отношению к аналогичному периоду 2016-го, составив 21,9%. В то же время по итогам 1 полугодия 2017-го по сравнению с 1 полугодием 2016-го рост рынка страхования жизни немного замедлился – темпы прироста взносов снизились на 7,3 п. п., до 59%. Объем собранных премий по страхованию жизни за 1 полугодие 2017 года составил 141,2 млрд рублей при сохранении пока относительно низкого уровня выплат (12,1%).

Основным драйвером рынка страхования жизни продолжает оставаться инвестиционное страхование жизни. Его доля в совокупных взносах по страхованию жизни в 1 полугодии 2017-го выросла на 10,8 п. п., до 62,6%, по сравнению с 1 полугодием 2016-го, тогда как доли всех остальных видов страхования жизни (заемщики, смешанное, пенсионное) сократились. По оценкам RAEX (Эксперт РА), объем инвестиционного страхования жизни по итогам 1 полугодия 2017-го составил 88,4 млрд рублей и в абсолютном выражении сегмент прибавил 42,4 млрд рублей относительно 1 полугодия 2016-го. В то же время темпы прироста взносов по инвестиционному страхованию жизни демонстрируют негативную динамику – наблюдается сокращение показателя с 147,3% годом ранее (за 1 полугодие 2016-го по сравнению с аналогичным периодом 2015-го) до 92,1% по итогам 1 полугодия 2017-го по отношению к 1 полугодию 2016-го.

Отрицательная динамика темпов прироста взносов также отмечается и в других сегментах рынка страхования жизни за исключением страхования заемщиков. Так, по смешанному страхованию жизни в 1 полугодии 2017-го прирост взносов замедлился на 8,5 п. п., до 17,8%, по видам, включающим страхование ренты, аннуитетное и пенсионное страхование, и вовсе наблюдается сокращение взносов более чем в 2 раза. Однако последний сегмент страхования жизни не оказывает существенного влияния на динамику этого рынка ввиду его сравнительно малых объема и доли. Кредитное розничное страхование жизни продолжает восстанавливаться после падения 2015 года и демонстрирует ускорение роста на 23,6 п. п., до 38,5%, за 1 полугодие 2017-го по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.

В структуре смешанного страхования жизни наблюдается тенденция к сокращению срочности договоров. Так, доля взносов по смешанному страхованию жизни на срок более 10 лет в совокупном объеме премий по смешанному страхованию жизни за 1 полугодие 2017-го относительно 1 полугодия 2016-го снизилась на 14 п. п., до 23%; на срок от 5 до 10 лет – на 6 п. п., до 31%. В основном сокращение произошло в пользу полисов на срок от 2 до 5 лет, доля взносов по которым в структуре смешанного страхования жизни выросла на 17 п. п., до 38%. Сегмент страхования жизни заемщиков по своей структуре остается относительно стабильным. Более половины взносов продолжает приносить страхование жизни заемщиков потребительских кредитов. Небольшое сокращение доли (-2,2 п. п. за 1 полугодие 2017-го по сравнению с 1 полугодием 2016-го), но не объема в абсолютном выражении (+0,2 млрд рублей) наблюдается по ипотечному страхованию жизни.

По базовому сценарию RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 50–55%, объем рынка достигнет 330 млрд рублей. В 2018-м рынок вырастет на 30%, до 430 млрд рублей. В результате активного восстановления сегмента страхования жизни заемщиков после провала в 2015 году темпы прироста взносов по итогам 2017 года составят 30%, объем премий – 50 млрд рублей, в 2018 году произойдет закономерное замедление до 5–10%. Смешанное страхование жизни продолжит демонстрировать стабильную динамику и будет прирастать на 15% в 2017 и 2018 годах. Инвестиционное страхование жизни прибавит в 2017-м по сравнению с 2016-м 75–80% и достигнет 230 млрд рублей, в 2018 году темпы прироста взносов замедлятся до 40%, объем рынка составит 320 млрд рублей, что будет обусловлено исчерпанием эффекта низкой базы. 

В то же время мы выделяем некоторые риски, способные внести существенные негативные корректировки в базовый сценарий уже в 2018 году. Во-первых, это высокая неопределенность уровня доходности по полисам ИСЖ. В настоящее время по ней нет публичной информации. Если ожидания по уровню доходности не оправдаются, то это вызовет нежелание клиентов перезаключать договоры инвестиционного страхования жизни, что негативно отразится на объеме рынка вплоть до его сокращения. Во-вторых, недостаточное понимание некоторыми клиентами продукта на этапе приобретения полиса и неудовлетворенность результатами размещения средств могут подорвать доверие к рынку страхования жизни в целом. Кроме того, не исключены изменения в регулировании сегмента инвестиционного страхования жизни, что впоследствии может привести к значительной трансформации этого вида или перетоку вложений в другие инвестиционные инструменты, предлагаемые банками и некредитными финансовыми организациями.

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще