3 000 ₽
Рынок табачных изделий в России
Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 000 ₽
DISCOVERY Research Group

Рынок табачных изделий в России

Дата выпуска: 1 мая 2007
Количество страниц: 91
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 51231
3 000 ₽
Описание Содержание
Описание

В мае 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка табачных изделий в России.

В последнее десятилетие на мировых рынках табачных изделий наблюдается стагнация, при этом объем российского рынка пусть и незначительными темпами, но увеличивается как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При этом темпы роста объема рынка в стоимостном выражении опережают увеличение совокупного потребления табачных изделий в натуральном выражении, в первую очередь за счет расширения премиального сегмента, роста потребления более дорогих сигарет.

В настоящее время на табачном рынке РФ представлено около 350 семейств сигарет отечественного и иностранного производства. Продается около 900 разновидностей табачных марок. На территории РФ работают порядка 80 табачных предприятий. В отрасли напрямую заняты около 65 тыс. человек.

Что касается основных игроков, то на российском рынке конкурируют две группы производителей: транснациональные корпорации и компании второго эшелона. В первую входят Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, "Лиггетт-Дукат" (Gallaher Group). Компании первого эшелона контролируют более 80% рынка.

Ко второй группе относят "Донской табак", "Балканскую звезду" (Altadis), "Нево-табак", "Астру", "Усмань-табак", а также Погарскую, Бийскую и Канскую табачные фабрики. Второй эшелон традиционно специализируется на производстве дешевых марок.

Согласно различным оценкам, полученным нами от участников и специалистов рынка его объем в натуральном выражении в 2003 г. составлял от 300 до 330 млрд. сигарет, в стоимостном выражении порядка $5 млрд. Разброс оценок достаточно велик. По мнению Болтавина Александра, - директора по исследованиям DISCOVERY Research Group - в 2003 г. он составлял порядка 300-305 млрд. сигарет. В 2005 г. объем рынка табачных изделий, составил порядка 332-335 млрд. шт. или 210 млрд. руб. (порядка $ 7,6 млрд. по среднегодовому курсу доллара США в 2005 г.). Согласно другой оценке объем рынка сигарет в 2005 г. в стоимостном выражении составил $6,6 млрд., в натуральном - 405 млрд шт. (по нашему мнению, данная оценка отвечает скорее объему производства, нежели потребления). В 2006 г. объем рынка возрос до порядка 350 млрд. шт., что эквивалентно 230 млрд руб. (или примерно $8,5 млрд.).

Некоторые участниками рынка сообщают о темпах прироста объема рынка табачных изделий в России на уровне 1,5-2 % в последние годы. Они не согласуются с оценками изменения объемов рынка в последние годы. Мы полагаем, что темпы роста выше. По сравнению с 1995 г. объем потребления табачных изделий в натуральном выражении в 2006 г. увеличился почти на 40%. Средний темп прироста в год не превышал 3 %. Однако, как мы считаем, в последние годы он был особенно велик (7,5-8,5 %).

В настоящее время в России наблюдается перепроизводство табачной продукции. Потребляется меньше, чем производится. Кроме того, темпы роста потребления сигарет меньше темпов их производства на протяжении последних лет.

По объему производства табачных изделий лидируют США, Китай и Россия. По данным ассоциации "Табакпром", объем производства табачных изделий в 2006 г. составил 413,884 млрд. шт., в 2005 г. - 404,743 млрд. шт. В 2006 г. было импортировано12 млрд сигарет.

 

Цель исследования

Описать текущее состояние и перспективы развития российского рынка табачных изделий.

 

Задачи исследования

1. Определить объем  и темпы роста рынка табачных изделий в России.

2. Определить объем  и темпы роста производства табачных изделий в России.

3. Определить объем импортно-экспортных операций на российском рынке табачных изделий.

4. Охарактеризовать тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в России.

5. Выявить факторы роста и торможения рынка табачных изделий в России.

6. Охарактеризовать сегменты рынка табачных изделий в России.

7. Описать положение участников рынка: производителей и дистрибьюторов. Описать уровень конкуренции.

8. Охарактеризовать деятельность основных участников рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития.

9. Определить изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов рынка. Описать влияние изменений в законодательстве на текущее состояние и развитие рынка.

10. Описать уровень цен на российском рынке табачных изделий.

11. Определить характеристики и предпочтения потребителей табачных изделий в России.

 

Объект исследования

Российский рынок табачных изделий.

 

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

 

Метод анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

 

Информационная база исследования

1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.

2. Ресурсы сети Интернет.

3. Материалы компаний.

4. Аналитические обзорные статьи в прессе.

5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

6. Экспертные оценки.

7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Базы данных Discovery Research Group.

Развернуть
Содержание

Список таблиц и диаграмм          7

Резюме          9

ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования           11

Цель исследования        11

Задачи исследования     11

Объект исследования    11

Метод сбора данных      11

Метод анализа данных  12

Информационная база исследования  12

ГЛАВА 2. Объем  и темпы роста российского рынка табачных изделий 13

Глава 3. Объем и темпы роста производства табачных изделий в России          17

§ 1. Объем производства табачных изделий  17

§ 2. Темпы роста производства табачных изделий   20

§ 3. Экспорт        21

§ 4. Импорт         21

ГЛАВА 4. Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий          23

Снижение спроса на табачные изделия           23

Смещение спроса в сторону более качественных и дорогих сигарет          23

Стратегии развития производителей в условиях перепроизводства табачной продукции         24

Консолидация отрасли    25

Расширение периферийной дистрибуции          25

Глава 5. Сегменты рынка табачных изделий 27

§ 1. Сегменты рынка по цене. Продуктовые сегменты рынка.        27

§ 2. Продуктовые сегменты нишевых продуктов: сигары, сигариллы и другие нишевые продукты      33

Торговые марки сигар, представленных на российском рынке          33

Торговые марки сигарилл, представленных на российском рынке    34

Торговые марки трубочного табака, представленного на российском рынке        34

Торговые марки курительного табака, представленного на российском рынке     34

Глава 6. Положение компаний-производителей на рынке табачных изделий в России: уровень конкуренции            37

§ 1. Производители        37

§ 2. Дистрибьюторы      40

ГЛАВА 7. Факторы роста и торможения рынка табачных изделий         41

ГЛАВА 8. Участники рынка табачных изделий в России: ключевые показатели работы, среднесрочные планы развития, характеристика деятельности   44

§ 1. Philip Morris International       44

Показатели работы компании   44

Продукты компании по сегментам рынка       45

Доли марок табачных изделий компании на российском рынке        45

Планы компании по освоению новых сегментов рынка          45

Рестайлинг продуктов компании           46

Вывод новых продуктов на рынок         46

§ 2. British American Tobacco      48

Показатели работы компании   48

Доли марок табачных изделий компании на российском рынке        49

Маркетинговая политика компании      50

Рестайлинг продуктов компании           51

Объем инвестиций в развитие новых производств     52

§ 3. Japan Tobacco International   52

Показатели работы компании   52

Планы по увеличению объемов производства табачных изделий в России 53

Japan Tobacco приобрела компанию Gallaher: влияние сделки на расстановку сил в России и мире         54

Доли марок табачных изделий компании на российском рынке        55

Вывод новых продуктов на рынок         56

Объем инвестиций в развитие новых производств     58

§ 4. Gallaher          58

Показатели работы компании   58

Доля компании на российском рынке     59

Рестайлинг продуктов компании           60

Вывод новых продуктов нарынок          60

§ 5. Altadis            61

Показатели работы компании   61

Доля компании на российском рынке     62

Планы компании по освоению новых сегментов рынка          62

Стратегией развития компании в среднесрочной перспективе       62

§ 6. Korea Tobacco & Ginseng     63

Доли марок табачных изделий компании на российском рынке        63

Маркетинговая политика компании      64

Планы компании по освоению новых сегментов рынка и выводу новых продуктов          64

§ 7. Natural Tobacco        65

§ 8. Imperial Tobacco       65

§ 9. Нево-табак   66

Отечественные производители сигарет         66

Показатели работы компании   67

Инвестиционная программа компании совместно с UFG Private Equity    67

Доля компании на рынке  68

Планы компании по освоению новых сегментов рынка совместно с American Cigarette Tobacco Company     68

§ 10. Погарская сигаретно-сигарная фабрика 69

§ 11. «Балтийская табачная фабрика»  71

§ 12. «Донской табак»    72

Показатели работы компании   72

Планы компании по освоению новых сегментов рынка совместно с Innovation Tobacco Company         72

ГЛАВА 9. Изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов рынка.   74

Объем взимаемых акцизов на табачную продукцию, производимую на территории России в 2006-2007 гг.       74

Система взимания табачных акцизов, действовавшая в России в 2006 г.  74

Система взимания табачных акцизов, вступившая в силу 2007 г.   74

Правила формирования розничных цен на табачные изделия, вступившие в силу в 2007 г.         76

Последствия от ввода в действие новой системы взимания табачных акцизов   77

Влияние закона «Об ограничении курения табака» на положение курильщиков     79

ГЛАВА 10. Уровень цен на табачные изделия в России и других странах мира            80

ГЛАВА 11. Характеристики потребителей табачных изделий       84

ГЛАВА 12. Действия правительств различных стран мира и общественных организаций по ограничению потребления табачных изделий            87

§ 1. Борьба с курением: конвенция по контролю за оборотом табачных изделий            87

§ 2. Развитие «бездымного» сектора табачного рынка         91

Развернуть
Материалы по теме
Показать еще