Настоящее исследование посвящено анализу быстрорастущего сегмента рынка электронной торговли - организации закупок в корпоративном секторе посредством сети Интернет. В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка, включая оценку объема рынка и прогноз его развития.
Первая часть исследования описывает механизмы функционирования системы электронной торговли в сегментах B2B, включая Web-сайт компании, торговые порталы, организованные третьей стороной, и торговые площадки и «хабы» от компаний-интеграторов.
Анализ построен на основе сравнения результатов опроса каждой из площадок и включает такие показатели, как средний размер дисконта, уровень конкуренции, сложности и перспективы развития систем электронных закупок.
Часть обзора посвящена технологиям создания и внедрения электронных торговых площадок и анализу предложений ведущих разработчиков.
В отчете приведены профили ведущих разработчиков систем электронных закупок и крупнейших межкорпоративных площадок (всего 14 компаний). Профили площадок включают краткое описание компании, набор предлагаемых услуг, товарооборот в денежном выражении, количество сделок и участников торгов, имена руководителей, контактную информацию и тарифы на обслуживание участников.
Методы исследования
При проведении исследования были применены ряд методов, позволивших выполнить поставленные задачи:
Список экспертов
Исследование проведено в октябре - ноябре 2012 года.
Объем отчета - 90 стр.
Отчет содержит 34 таблицы и 12 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Аннотация | 2 | ||
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм | 6 | ||
Список таблиц | 7 | ||
Механизмы функционирования системы электронной торговли в сегментах B2B | 8 | ||
| Развитие коммуникационных технологий на рынке электронной торговли в сегменте B2B | 8 | |
|
| EDI | 8 |
|
| ERP-to-ERP | 9 |
|
| Extranet | 10 |
|
| Web-сайт компании | 11 |
|
| Торговые порталы, организованные третьей стороной | 11 |
|
| Торговые площадки и «хабы» от компаний-интеграторов | 12 |
Российский рынок электронной торговли в сегменте B2B | 13 | ||
| Особенности российского рынка электронной торговли в сегменте B2B | 13 | |
|
| Задачи, решаемые с помощью электронных торговых площадок | 20 |
|
| Электронная цифровая подпись | 21 |
|
| Процедура получения ЭЦП в секторе B2B | 21 |
| Общая характеристика рынка электронной торговли | 23 | |
| Электронные торги в корпоративном секторе | 26 | |
|
| Объем, динамика развития, конкурентная среда и основные игроки рынка межотраслевых электронных торговых площадок | 28 |
|
| Тенденции и перспективы развития рынка | 31 |
| Разработка и внедрение электронных торговых площадок | 34 | |
|
| Ведущие разработчики электронных торговых площадок | 35 |
Профили участников рынка электронной торговли в сегменте B2B | 36 | ||
| B2B-Center | 36 | |
| Фабрикант | 43 | |
| ONLINECONTRACT | 50 | |
| Сбербанк-АСТ | 52 | |
| Tender.Pro | 55 | |
| OTC-TENDER | 59 | |
| SETonline | 61 | |
| ТЗС Электра | 63 | |
| Аукционный конкурсный дом | 66 | |
| МАГЕЛАН | 74 | |
| TRADE.SU | 76 | |
Профили разработчиков программного обеспечения | 79 | ||
| ФогСофт | 79 | |
| Норбит | 81 | |
| НТК Алтимета | 86 |
Рис. 1. Простейшие трансакции между юридическими лицами | 8 |
Рис. 2. Пример альтернативных способов коммуникации двух компаний, внедривших ERP-системы | 10 |
Рис. 3. Организация B2B-взаимодействия через Extranet портал | 11 |
Рис. 4. Число пользователей (млн чел.) и уровень проникновения Интернета в России (в % от численности населения) в 2007-2012 гг. | 23 |
Рис. 5. Распределение количества интернет-пользователей по федеральным округам, 2011 г., % | 24 |
Рис. 6. Динамика развития рынка электронной торговли в сегменте B2B в России, 2009-2012 гг., трлн руб. | 26 |
Рис. 7. Доли рынка ведущих игроков в сегменте B2B, 2012 г., % | 28 |
Рис. 8. Динамика числа участников на ЭТП в России, 2006-2012 гг., шт. и % | 30 |
Рис. 9. Структура акционеров ОАО «Центр развития экономики», 2012 г., | 43 |
Рис. 10. Алгоритм работы и функциональные блоки системы NBT | 82 |
Рис. 136. Прогноз роста сегментов российского рынка транспортно-логистических услуг, 2012-2015 гг., млрд руб. | 198 |
Табл. 1. Виды тендеров | 14 |
Табл. 2. Отличие электронных аукционов от конкурсов и запросов котировок | 19 |
Табл. 3. Примеры межотраслевых торговых площадок и информационных систем | 27 |
Табл. 4. Динамика размера среднего дисконта в корпоративном секторе, 2009-2012 гг., % | 27 |
Табл. 5. Динамика популярности электронных закупок, 2009-2012 гг. | 29 |
Табл. 6. Основные направления закупок B2B-Center, 2010-2012 гг. | 37 |
Табл. 7. Показатели деятельности B2B-Center | 39 |
Табл. 8. Тарифные планы B2B-Center | 40 |
Табл. 9. Показатели деятельности системы «Фабрикант.ру» | 45 |
Табл. 10. Тарифные планы МТС «Фабрикант» | 47 |
Табл. 11. Показатели деятельности ЭТП ONLINECONTRACT, 2009-2012 гг. | 51 |
Табл. 12. Тарифные планы для работы в системе ONLINECONTRACT | 51 |
Табл. 13. Показатели деятельности «Сбербанк-Аст» по рынку B2B | 53 |
Табл. 14. Показатели деятельности «Сбербанк-Аст» по рынку B2G | 53 |
Табл. 15. Тарифные планы для работы в системе Сбербанк-АСТ | 54 |
Табл. 16. Показатели деятельности системы Tender.Pro в секторе B2B | 57 |
Табл. 17. Параметры платных тарифов Tender.Pro | 58 |
Табл. 18. Стоимость разработки индивидуальных проектов Tender.Pro | 59 |
Табл. 19. Тарифы OTC-TENDER | 60 |
Табл. 20. Показатели деятельности системы «СЭТОНЛАЙН» | 61 |
Табл. 21. Тарифы для заказчиков SETonline | 62 |
Табл. 22. Тарифы для участников торгов SETonline | 62 |
Табл. 23. Размер вознаграждения оператору SETonline | 63 |
Табл. 24. Показатели деятельности системы «ТЗС Электра» | 64 |
Табл. 25. Тарифный план «Безлимитный» «ТЗС Электра» | 65 |
Табл. 26. Тарифный план «Обычный» «ТЗС Электра» | 65 |
Табл. 27. Стоимость и варианты комплектов аукциониста ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 68 |
Табл. 28. Стоимость услуг по комплексному сопровождению закупок ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 68 |
Табл. 29. Стоимость услуг по разработке документов ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 68 |
Табл. 30. Условия предоставления товарного кредита ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 69 |
Табл. 31. Требования к заемщику ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 70 |
Табл. 32. Тарифные планы ООО «Аукционный Конкурсный Дом» | 70 |
Табл. 33. Подразделения холдинга МАГЕЛАН | 75 |
Табл. 34. Распределение бизнес-функций между представителем Заказчика и Оператором Системы NBT | 84 |
«РБК Исследования рынков», на основе данных сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace.io, провели анализ продаж в сегменте мужской обуви на трех крупных онлайн-площадках: Wildberries, Lamoda и Ozon. Для исследования использовались данные продаж устройств по системе FBO — схеме торговли, при которой товар хранится на централизованных складах маркетплейсов, откуда онлайн-площадки осуществляют доставку до ПВЗ или конечного покупателя.
До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.
В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.
В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.
Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.
Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».