Исследование «Российский рынок мобильной коммерции 2012» посвящено анализу и перспективам развития сравнительно нового и многообещающего рынка m-commerce в России.
Исследование является эксклюзивным и уникальным, так как впервые в России профессионально анализирует рынок мобильной коммерции. Особое внимание уделяется оценке уровня проникновения мобильных устройств, в частности смартфонов и планшетов. Анализируется пользование мобильным интернетом в России.
В исследовании проведен анализ предпочтений, особенностей поведения и социально-демографических характеристик россиян, совершавших покупки через мобильные устройства, в разрезе по географии их проживания. В том числе приведена оценка количества россиян, совершавших покупки через смартфоны и планшеты. Приведен их социально-демографический портрет. Представлен рейтинг наиболее популярных товаров и услуг, приобретаемых через мобильные устройства.
В обзоре представлены данные относительно частоты и максимальной суммы «мобильных» покупок, совершаемых через смартфоны и планшеты. Проанализированы основные причины совершения «мобильных» покупок.
Выявлены ведущие игроки рынка мобильной коммерции в России: представлен рейтинг наиболее популярных мобильных сайтов и мобильных приложений интернет-магазинов на основе доли их покупателей.
Наконец, особое внимание уделено оценке объема российского рынка мобильной коммерции, приведено сравнение российского рынка m-commerce с рынками США и крупнейших стран Западной Европы.
Исследование проведено в август-октябрь 2012 года.
Объем отчета - 91 стр.
Отчет содержит 19 таблиц и 79 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Объем выборки - 4842 респондентов.
Аннотация | 3 |
Некоторые компании, рассмотренные в исследовании | 4 |
Полное оглавление | 5 |
Список диаграмм | 6 |
Список таблиц | 10 |
Методология исследования | 11 |
Цель и задачи исследования | 11 |
Метод сбора информации | 11 |
Условия проведения опроса | 12 |
Характеристика выборки | 12 |
Объем и структура выборки | 12 |
Социально-демографический портрет респондентов | 13 |
Мнения экспертов и игроков относительно m-commerce в России | 18 |
Краткий анализ состояния рынка мобильной коммерции в США и Европе | 20 |
США | 20 |
Европа | 26 |
Предпосылки развития рынка мобильной коммерции в России | 30 |
Пользование мобильными устройствами в России | 30 |
Пользование мобильным интернетом в России | 35 |
Проникновение мобильного интернета в России | 35 |
Аудитория мобильного интернета в России | 36 |
Состояние российского рынка мобильной коммерции | 38 |
Наиболее востребованные функции мобильных устройств | 39 |
Доли россиян, совершавших покупки через мобильные устройства | 43 |
Социально-демографический портрет россиян, совершавших покупки через мобильные устройства | 45 |
Смартфоны | 46 |
Планшеты | 49 |
Рейтинг товаров и услуг, приобретаемых через мобильные устройства | 51 |
Россия 100 тыс. + | 53 |
Москва и Московская область | 55 |
Санкт-Петербург | 57 |
Города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) | 59 |
Города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел. | 61 |
Города с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел. | 63 |
Максимальная сумма покупки, совершенной через мобильные устройства | 65 |
Смартфоны | 65 |
Планшеты | 67 |
Частота совершения покупок товаров и услуг через мобильные устройства | 68 |
Смартфоны | 68 |
Планшеты | 70 |
Рейтинг наиболее популярных мобильных сайтов и мобильных приложений интернет-магазинов | 71 |
Россия 100 тыс. + | 73 |
Москва и Московская область | 75 |
Санкт-Петербург | 77 |
Города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) | 79 |
Города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел. | 81 |
Города с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел. | 83 |
Способы оплаты покупок, совершенных через мобильные устройства | 85 |
Причины покупок, совершенных через мобильные устройства | 88 |
Рис. 1. Доли респондентов, пользующихся смартфонами и планшетными компьютерами, % от общего количества опрошенных 13
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от пола, % 14
Рис. 3. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % 14
Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % 15
Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % 16
Рис. 6. Распределение респондентов по составу семьи, % 16
Рис. 7. Динамика объема рынка мобильной коммерции в США в 2010-2016 гг. (согласно данным Forester Research), млрд. долл. 21
Рис. 8. Динамика объема рынка мобильной коммерции в США в 2010-2016 гг. (согласно данным eMarketer), млрд. долл. 21
Рис. 9. Динамика количества покупателей через мобильные устройства в США, 2010-2015 гг., млн. человек (в возрасте от 14 лет и старше) 22
Рис. 10. Динамика количества покупателей через смартфоны в США, 2010-2015 гг., млн. человек (в возрасте от 14 лет и старше) 22
Рис. 11. Число уникальных посетителей мобильных сайтов некоторых ритейлеров в США, март 2012 г., млн. человек 23
Рис. 12. Наиболее популярные методы вовлечения потребителей в общение с брендом, используемые в США, июль 2012 года, % 24
Рис. 13. Динамика доли мобильной коммерции в обороте интернет-торговли в США, 2010-2016 гг. (согласно данным Forester Research), % 24
Рис. 14. Доля посещений сайтов американских ритейлеров через смартфоны, компьютеры и планшеты в январе, декабре 2011 г., % от всех посещений 25
Рис. 15. TOP-10 стран мобильных сайтов в США, июль 2012 года, % от посещений мобильных сайтов 25
Рис. 16. Наиболее популярные товары и услуги, приобретаемые в США через мобильные устройства, июль 2012 года, % от мобильных покупателей 26
Рис. 17. Динамика объема рынка мобильной коммерции в Европе в 2009-2017 гг. (согласно данным Forester Research), млрд. евро 26
Рис. 18. Динамика количества пользователей мобильным интернетом в некоторых странах Европы (Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания), 2009-2015 гг., млн. человек 27
Рис. 19. Уровень проникновения смартфонов в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в 2011 году, % от абонентов мобильных телефонов соответствующих стран 28
Рис. 20. Динамика количества пользователей смартфонов, посещавших мобильные сайты ритейлеров в EU5, 2011-2012 гг., млн. человек (% к предыдущему году) 29
Рис. 21. Наиболее популярные товары и услуги, приобретаемые в EU5 (Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании), через смартфоны, май 2012 года, % от пользователей смартфонами 29
Рис. 22. Число активных SIM-карт в России в 2006 - 2011 гг., шт. 31
Рис. 23. TOP-10 стран по числу используемых мобильных телефонов, в 2009 году, млн. шт. 32
Рис. 24. Количество мобильных телефонов, которыми пользуются россияне, % от россиян, проживающих в городах России с численностью населения более 100 тыс. чел. 32
Рис. 25. Проникновение смартфонов и планшетов в странах БРИК, в начале 2012 году, % от аудитории интернет-пользователей в возрасте 16-54 лет 33
Рис. 26. Динамика объема продаж смартфонов в розничных сетях «Евросеть» за I полугодие 2009 - I полугодие 2012 годов, млн. шт. (% от продаж телефонов) 34
Рис. 27. Проникновение смартфонов, % от зарегистрированных в сети «МТС» мобильных телефонов 34
Рис. 28. Проникновение смартфонов и планшетов в России 100 тыс.+, I полугодие 2009 - I полугодие 2012 года, % от россиян в возрасте 18-54 лет, проживающих в крупных городах России 35
Рис. 29. Динамика аудитории мобильного интернета в России 100 тыс.+ , июнь 2008 - июнь 2012 гг., млн. чел. старше 12 лет (%) 36
Рис. 30. Мобильные устройства, с которых был осуществлен выход в интернет, июнь 2012 г., % от пользователей мобильным интернетом старше 12 лет 36
Рис. 31. Портрет пользователей мобильного интернета, % от россиян соответствующего возраста и пола, проживающих в городах 100 тыс. + 37
Рис. 32. «Какие возможности своего смартфона Вы используете?», % от опрошенных россиян, имеющих смартфоны 40
Рис. 33. «Какие возможности своего планшета Вы используете?», % от опрошенных россиян, имеющих планшеты 41
Рис. 34. Различия в пользование смартфонами и планшетами среди россиян, % от опрошенных россиян 42
Рис. 35. Среднемесячные затраты на услуги мобильной связи и мобильного интернета среди пользователей смартфонов и планшетных компьютеров, % от опрошенных россиян, имеющих соответствующие мобильные устройства 43
Рис. 36. Среднемесячные затраты на услуги мобильной связи и мобильного интернета среди пользователей смартфонов и планшетных компьютеров в зависимости от географии их проживания, руб. 43
Рис. 37. Доли россиян, совершавших покупки через мобильные устройства, % от опрошенных в возрасте 18-54 лет, имеющих смартфоны или планшеты 44
Рис. 38. Доли россиян, совершавших покупки через мобильные устройства, % от опрошенных в возрасте 18-54 лет, пользующихся мобильным интернетом и имеющих смартфоны или планшеты 45
Рис. 39. Портрет россиян, совершавших покупки через смартфоны, % от россиян, проживающих в крупных городах (100 тыс.+) 46
Рис. 40. Наиболее популярные марки смартфонов, % от опрошенных россиян, совершавших покупки через смартфоны 47
Рис. 41. «Укажите, пожалуйста, операционную систему смартфона, которым Вы обычно пользуетесь?», % от опрошенных россиян, совершавших покупки через смартфоны 48
Рис. 42. «Услугами каких операторов связи Вы пользуетесь?», % от опрошенных россиян, совершавших покупки через смартфоны 48
Рис. 43. Портрет россиян, совершавших покупки через планшеты, % от россиян, проживающих в крупных городах (100 тыс.+) 49
Рис. 44. «Услугами каких операторов связи Вы пользуетесь?», % от опрошенных россиян, совершавших покупки через планшеты 50
Рис. 45. Наиболее популярные марки планшетов, % от опрошенных россиян, совершавших покупки через планшеты 51
Рис. 46. «Укажите, пожалуйста, операционную систему планшета, которым Вы обычно пользуетесь?», % от опрошенных россиян, имеющих планшеты 51
Рис. 47. Рейтинг наиболее популярных товаров и услуг, покупаемых через смартфоны, 2012 г., % от опрошенных россиян, совершавших покупки через смартфоны 53
Рис. 48. Рейтинг наиболее популярных товаров и услуг, покупаемых через планшеты, 2012 г., % от опрошенных россиян, совершавших покупки через планшеты 54
Рис. 49. Рейтинг наиболее популярных товаров и услуг, покупаемых через смартфоны, 2012 г., % от опрошенных жителей Москвы и Московской области, совершавших покупки через смартфоны 55
Рис. 50. Рейтинг наиболее популярных товаров и услуг, покупаемых через планшеты, 2012 г., % от опрошенных жителей Москвы и Московской области, совершавших покупки через планшеты 56
Полный список иллюстраций смотрите в демо-версии отчета.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?