Очередной ежегодный рэнкинг ведущих консалтинговых групп и компаний, подготовленный агент- ством RAEX (Эксперт РА), показывает, что от сокращения этот рынок перешел к стагнации. Драй- вером роста выступают заказы со стороны органов власти, госкомпаний и предприятий оборонки. По итогам 2016 года прирост суммарной выручки крупнейших консалтинговых групп – участниц нынешнего, уже 18-го по счету1 рэнкинга составил 5%2 , а ее объем достиг 97,5 млрд рублей. Если ввести поправку на инфляцию (по Росстату 5,4%), то можно констатировать, что этот рынок вы- шел из отрицательной зоны. Ведь в прошлые годы формально большие показатели роста на самом деле не поспевали за ростом цен (в 2015 году рост выручки участников рейтинга составил 7% при инфляции в 12,9%; в 2014 году – 9 и 11,4% соответственно).
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.