По оценкам BusinesStat, в 2017-2019 гг численность поездок на такси в России повысилась на 15,4%: с 2,34 до 2,70 млрд. Рост происходил за счет увеличения количества пассажиров и уровня пользования сервисом такси. Основной вклад был внесен активной деятельностью агрегаторов такси. За счет демпинга, упрощения процесса заказа, уменьшения срока ожидания машины агрегаторы заняли свое место на рынке и обеспечили стабильный уровень пользования такси.
В 2020 г наблюдался спад численности поездок на 6,6% – до 2,52 млрд. С одной стороны, причиной стало введение ограничений на перемещения граждан из-за распространения коронавируса. Россияне сократили количество передвижений даже в пределах городов, что негативно сказалось на отрасли. С другой стороны, в условиях кризиса реальные доходы населения сократились, что привело к экономии на некоторых товарах и услугах, включая такси.
Положительное влияние на рынок такси оказали ограничения в работе общественного транспорта, а также использование некоторыми людьми такси с целью минимизации риска заражения по дороге на работу. Однако данные факторы не удержали рынок от падения, так как доля таких поездок невелика.
В 2021 г численность поездок на такси в России увеличилась до 2,62 млрд, но не достигла уровня 2019 г. Рынок частично восстановился после падения в 2020 г (на 4,0%), что было вызвано снятием карантинных ограничений на перемещения внутри страны, восстановлением международного сообщения, а также возобновлением работы ресторанов, кафе, кинотеатров и других организаций сферы отдыха и развлечений.
При этом доходы россиян существенно не изменились: они по-прежнему были вынуждены экономить на необязательных платных услугах. К тому же увеличилась распространенность удаленного режима работы. Во время карантина некоторые работодатели оценили такой формат деятельности и стали активно его применять. Это сдерживало полное восстановление отрасли.
В 2022 г, в условиях возросшего санкционного давления со стороны Запада, Россия столкнулась с перебоями импортных поставок транспортных средств, запчастей и комплектующих к ним. На фоне рекордного взлета цен доступность автотранспорта существенно снизилась. Следствием этого станет рост бизнес-издержек таксомоторных служб, за которым увеличится стоимость проезда на такси.
Кроме того, новый экономический кризис в 2022 г вызовет очередное сокращение доходов потребителей. Люди будут вынуждены экономить и отказываться от излишеств. В результате ожидается частичное перераспределение спроса в сторону такси эконом-класса. Некоторые клиенты переключатся на общественный транспорт. Однако массового перехода не предвидится. Старение парка и сокращение рейсов снижают привлекательность и востребованность поездок на общественном транспорте.
«Анализ рынка такси в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций. Детализация по городам.» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки потенциала его развития:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли «Деятельность такси».
Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли, а также профили юридических лиц - агрегаторов такси. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация по которым содержится в базах Федеральной службы государственной статистики РФ.
В обзоре детализирована информация по 170 городам России с населением более 100 тыс чел: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Уфа, Красноярск, Самара, Ростов-на-Дону, Омск, Пермь, Воронеж, Волгоград и др.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собственные данные компании.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Место России в региональной и мировой экономике
Влияние конфликта с Украиной и пандемии на российскую экономику
Инвестиционные перспективы российской экономики
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКСИ»
Предприятия
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКСИ»
ПАССАЖИРЫ ТАКСИ
Численность пассажиров
Уровень пользования
Затраты
ПОЕЗДКИ НА ТАКСИ
ПАССАЖИРООБОРОТ ТАКСИ
ОБОРОТ РЫНКА ТАКСИ
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА ТАКСИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКСИ»
Финансовые результаты отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКСИ»
АО «Альянстрансатом»
АО «Ньюмоскоутакси»
ООО «Райден»
ООО «Такси 2412 М.А.»
ООО «М.Такси»
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ – АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ
ООО «Яндекс.Такси» (Яндекс. Такси + Uber)
ООО «ГетТакси Рус» (Gett)
ООО «Такстелеком» (Maxim)
ООО «ИН14» (InDriver)
ООО «Сити-Мобил» (Ситимобил)
ООО «Столица ДС» (Везет)
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2017-2026 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения, РФ, 2017-2026 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 9. Численность предприятий такси, РФ, 2021 г
Таблица 10. Численность предприятий такси по форме собственности, РФ, 2021 г
Таблица 11. Численность предприятий такси, по городам РФ, 2021 г
Таблица 12. Численность персонала предприятий такси, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел, %)
Таблица 13. Численность персонала предприятий такси, по городам РФ, 2021 г (чел)
Таблица 14. Фонд начисленной заработной платы предприятий такси, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 15. Средняя заработная плата сотрудника предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (тыс руб в год, %)
Таблица 16. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 17. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 18. Рейтинг предприятий отрасли по коммерческим расходам, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 19. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 20. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 21. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж, РФ, 2020 г (%)
Таблица 22. Численность пассажиров такси, РФ, 2017-2021 гг (млн чел, %)
Таблица 23. Прогноз численности пассажиров такси, РФ, 2022-2026 гг (млн чел, %)
Таблица 24. Численность пассажиров такси, по городам РФ, 2021 г (тыс чел)
Таблица 25. Средний уровень пользования такси, РФ, 2017-2021 гг (поездок/пассажира в год, %)
Таблица 26. Прогноз среднего уровня пользования такси, РФ, 2022-2026 гг (поездок/пассажира в год, %)
Таблица 27. Средний уровень пользования такси, по городам РФ, 2021 г (поездок/пассажира в год)
Таблица 28. Средние годовые затраты пассажира на услуги такси, РФ, 2017-2021 гг (тыс руб в год, %)
Таблица 29. Прогноз средних годовых затрат пассажира на услуги такси, РФ, 2022-2026 гг (тыс руб в год, %)
Таблица 30. Средние годовые затраты пассажира на услуги такси, по городам, РФ, 2021 г (тыс руб в год)
Таблица 31. Численность поездок на такси, РФ, 2017-2021 гг (млн, %)
Таблица 32. Прогноз численности поездок на такси, РФ, 2022-2026 гг (млн, %)
Таблица 33 Сезонность поездок на такси, РФ, 2021 г (млн, %)
Таблица 34. Численность поездок на такси, по городам РФ, 2021 г (млн)
Таблица 35. Пассажирооборот такси, РФ, 2017-2021 гг (млрд пассажиро-км, %)
Таблица 36. Прогноз пассажирооборота такси, РФ, 2022-2026 гг (млрд пассажиро-км, %)
Таблица 37. Пассажирооборот такси, по городам РФ, 2021 г (млн пассажиро-км)
Таблица 38. Оборот рынка такси, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 39. Прогноз оборота рынка такси, РФ, 2022-2026 гг (млрд руб, %)
Таблица 40. Оборот рынка такси, по городам РФ, 2021 г (млрд руб)
Таблица 41. Средняя цена поездки на такси, РФ, 2017-2021 гг (руб, %)
Таблица 42. Прогноз средней цены поездки на такси, РФ, 2022-2026 гг (руб, %)
Таблица 43. Средняя цена поездки на такси, по городам РФ, 2021 г (руб)
Таблица 44. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млн руб, %)
Таблица 45. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млн руб, %)
Таблица 46. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млн руб, %)
Таблица 47. Прибыль от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млн руб, %)
Таблица 48. Экономическая эффективность, РФ, 2017-2021 гг (сут дн; раз; %)
Таблица 49. Инвестиции в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.