По оценкам BusinesStat, выпуск гражданской авиационной техники в России в 2024 г составил 166 самолетов и вертолетов, что на 13% ниже уровня предыдущего года. Производство авиатехники в стране снижалось на протяжении 2023-2024 гг.
В России выпуск самолетов и вертолетов осуществляется крупнейшими предприятиями, входящими в состав объединений госкорпорации «Ростех» – ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Вертолеты России», а также рядом небольших коммерческих компаний по выпуску моделей в классе сверхлегкой авиации для летных школ и авиаработ.
Российский авиапарк в значительной степени состоит из иностранной техники и, соответственно, зависит от импортных комплектующих – около 80% самолетов в России иностранного производства, вертолетов – более 10%. В феврале 2022 г российским авиаперевозчикам запретили покупать иностранные суда и запчасти. Иностранные лизинговые компании потребовали вернуть самолеты, находившиеся в операционном лизинге. Фонд национального благосостояния выделил 300 млрд руб для выкупа российскими авиакомпаниями воздушных судов.
В 2022 г году Правительство России утвердило Комплексную программу развития авиастроительной отрасли до 2030 г, которая предусматривает импортозамещение как комплектующих для авиатехники, так и выпуск новых самолетов и вертолетов. Согласно программе, к 2030 г российский авиапарк должны пополнить более 1 тыс отечественных самолетов, среди которых более 140 бортов SSJ New, 270 самолетов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214, а также более 760 вертолетов – акцент планируется сделать на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях. Однако экспертами отмечается, что планы по выпуску российской авиатехники могут быть скорректированы в сторону снижения из-за существующего дисбаланса по объемам и типам самолетов и несоответствия коммерческому спросу на рынке.
«Анализ рынка авиастроения в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре детализирована информация по видам авиационной техники:
При подготовке обзора использована официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Спрос
Предложение
Баланс спроса и предложения
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
ПРОДАЖИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Натуральные продажи
Стоимостные продажи
Средняя цена продаж
ПРОИЗВОДСТВО АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Натуральный объем производства
Цена производителей
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Баланс экспорта и импорта
Натуральный экспорт
Стоимостный экспорт
Цена экспорта
Натуральный импорт
Стоимостный импорт
Цена импорта
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
По данным «Анализа рынка аккумуляторных батарей в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, российский рынок аккумуляторных батарей более чем на 80% состоит из импортной продукции. При этом за 2020-2024 гг импорт аккумуляторных батарей в Россию вырос на 11%: с 26,8 до 29,8 млн шт. В структуре импорта преобладают литий-ионные батареи (70% зарубежных поставок в 2024 г) и гидридно-никелевые батареи (23%).
Российский рынок закаленного безопасного стекла отражает положительную тенденцию роста своей объемности, корректировку средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и рост контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей закаленного безопасного стекла характеризуются относительной стабильностью
Российский рынок уксусной кислоты в сложившейся ситуации показывает устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей уксусной кислоты характеризуются ростом.