Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 12 августа 2025

На рынке санфаянса активизировались импортеры

Западные санкции спровоцировали кризис на российском рынке сантехники, но продуктовому разнообразию это не помешало

Санфаянс – товар, без которого невозможно себе представить сферу строительства и ремонта. Именно традиционность и незаменимость этой продукции позволяли рынку санитарной керамики быть стабильным долгое время и не поддаваться многочисленным кризисам. Но в последние три года здесь формируются несколько тенденций, многие из которых, судя по всему, имеют долгосрочные последствия.

Согласно исследованию агентства ABARUS Market Research, в 2022 году произошло серьезное снижение внутреннего производства из-за санкций. Падение на 13% можно считать беспрецедентным – такого не наблюдалось даже в период мирового финансового кризиса. Закрытие европейских границ отрезало привычные экспортные направления, но главной проблемой стал дефицит каолина.

Производители по-разному отреагировали на новые трудности. Особенно сильно вынуждены были снижать выпуск те заводы, которые производят более качественную и дорогую продукцию, а значит, для них был более трудным и долгим поиск сырья соответствующего качества. В этой категории оказались российские предприятия группы «Рока», «Сызранская керамика» и некоторые другие. Также с проблемами столкнулись те, кто экспортировал продукцию преимущественно в западноевропейские страны (в частности, турецкий завод «Витра»). Из-за санкций эти рынки сбыта оказались почти полностью закрыты.

Однако некоторые заводы сумели сохранить уровень производства к 2024 году, и даже увеличить свою рыночную долю. Например, такие крупные игроки, как «Самарский стройфарфор» и «Кировская керамика» с достоинством преодолевают возникшие проблемы.

Но на фоне недостатка внутреннего производства вновь произошел рост импорта. Отечественные производители потратили много сил в предыдущие годы, чтобы снизить долю китайской продукции на рынке. А теперь китайцы, воспользовавшись ситуацией (в первую очередь, это уход западных известных брендов), снова завоевывают российский рынок, причем идут уже не в «эконом-сегмент», а в ценовую категорию «выше среднего» и даже в «премиум».

Доля импорта достигла 20% с лишним и может в дальнейшем еще вырасти. Более того, российский рынок санитарной керамики становится все более экзотичным. Помимо китайского санфаянса на рынке третий год подряд растет импорт из Турции (марки Creavit, Sanovit, Cerastyle, Bocchi, Timser и др.), Египта (Damixa), Вьетнама (Viglacera, Monaco), Индии (Orient, Jaquar, Artize, Asiton), Ирана (Chini Rose), Беларуси («Керамин»), а также появился бренд из Туркмении – Derya Keramika.

Характерная черта сегодняшнего дня – появление большого количества подражателей. Раньше многие импортеры наклеивали на китайскую продукцию итальянские, немецкие и финские флажки, повышая себе рентабельность. Теперь же самым статусным является российский триколор. В результате на рынке продаются десятки «псевдо-российских» торговых марок (SantiLine, Comforty, Aquanet, Melana, Eva Gold, IDDIS и многие другие), произведенных на самом деле в Китае. Качество этих брендов неплохое, а широкий ассортимент добавляет рыночного разнообразия, но отечественным заводам непросто конкурировать с ними из-за себестоимости.

Вдобавок ко всему у российских производителей санфаянса появился еще один серьезный конкурент – все большую популярность завоевывают изделия из так называемого искусственного мрамора. Сегмент литьевых ванн и кухонных моек активно пополняется умывальниками, биде, писсуарами и т.д. Уже встречаются и унитазы из искусственного камня. Так что поредевший премиум-сегмент постепенно заполняется новой продукцией, и дефицита не предвидится.

ABARUS Market Research Российский рынок санитарной керамики (санфаянса) 80 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще