Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Компания Гидмаркет, 7 июля 2025

Логистика как стратегический фактор: текущее состояние и перспективы рынка транспортно-логистических услуг в России

Рынок испытывает структурную трансформацию: от традиционных схем — к цифровизации, специализации и росту аутсорсинга.

Рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в России остается ключевым элементом обеспечения устойчивости экономики, особенно в условиях санкционного давления, трансформации внешнеэкономических связей и цифровизации бизнеса. Его развитие напрямую влияет на производственные и торговые процессы, доступность товаров, экспортный потенциал и инвестиционную привлекательность страны.

Однако российская логистика по-прежнему сталкивается с рядом системных проблем, включая высокую долю логистических затрат в себестоимости продукции, неравномерность размещения производств, износ инфраструктуры и низкий уровень логистического аутсорсинга. При этом растущий спрос со стороны e-commerce, фуд-ритейла и производственного сектора требует быстрой адаптации участников рынка к новым условиям.

Ключевые характеристики рынка

Современный российский рынок транспортно-логистических услуг характеризуется следующими особенностями:

  • Высокая доля затрат на логистику в себестоимости продукции обусловлена неэффективностью внутренних логистических процессов и недостаточной координацией между участниками цепочек поставок.
  • Сырьевой характер грузопотоков: преобладание угля, нефти, руды и других полуфабрикатов в структуре перевозок.
  • Протяженность территории и удаленность ключевых производственных центров от портов и узловой инфраструктуры.
  • Низкий уровень инфраструктуры: устаревшие методы перевозок, недостаток современных складов и терминалов, слаборазвитая система доставки "последней мили".

Эти факторы в совокупности формируют сложную и капиталоемкую логистическую систему, требующую значительных инвестиций и модернизации.

Структура транспортных перевозок

По итогам 2024 года наибольшую долю в структуре коммерческих грузоперевозок в РФ занимает железнодорожный транспорт — 83,0%. Это объясняется:

  • высокой грузоподъемностью,
  • низкой удельной стоимостью перевозки на длинные расстояния,
  • развитой железнодорожной сетью.

Основные грузы: уголь, нефть, руда, промышленная продукция, контейнеры.

Автомобильный транспорт занимает второе место — 12,7%. Его преимущества:

  • высокая скорость доставки,
  • гибкость маршрутов,
  • возможность прямой доставки до потребителя.

Основные грузы: товары народного потребления, продукты питания, стройматериалы.

Потребление транспортно - логистических услуг

По данным ГидМаркет, в 2024 году объем потребления ТЛУ на душу населения составил 80,4 тыс. руб., что на:

  • 16,3% больше, чем в 2023 году,
  • 68,7% выше, чем в 2020 году.

Рост обусловлен активным развитием e-commerce, увеличением товарных потоков во внутренней торговле, расширением географии доставки.

Среди ключевых критериев выбора логистических партнеров выделяются:

  • Тариф  - 9,5
  • География и сеть ПВЗ - 9,4
  • Сроки доставки - 8,6
  • Наличие собственного автопарка - 8,5
  • Страхование - 8,1
  • Репутация и опыт - 8,1
  • Гибкость логистических решений - 7,7
  • Онлайн-сервисы - 7,6
  • Комплексность услуг - 7,2

Заказчики все чаще делают акцент не только на тарифах, но и на надежности доставки, отслеживании грузов в режиме реального времени, наличии юридического сопровождения и страхования, способности оператора предложить индивидуальное решение.

К числу ключевых направлений развития рынка в среднесрочной перспективе можно отнести:

  • Рост цифровизации логистических процессов: внедрение ERP- и TMS-систем, электронного документооборота, трекинга.
  • Развитие аутсорсинга: всё больше компаний передают логистические функции специализированным операторам.
  • Доставка последней мили — один из главных факторов конкурентоспособности, особенно в e-commerce и FMCG.
  • Автоматизация и роботизация: использование дронов, автопилотируемого транспорта, автоматизированных складов.
  • Переоснащение автопарка с фокусом на экологичность, экономичность и гибкость.
  • Географическое расширение: доставка даже в отдаленные регионы становится нормой.

Компании, ориентированные на автомобильные перевозки и сегмент last mile, обладают наибольшей устойчивостью к внешним рискам.

Российский рынок транспортно-логистических услуг входит в фазу глубокой трансформации. В условиях логистических сбоев, изменений в глобальных цепочках поставок и роста внутренних потребностей, логистика приобретает стратегическое значение. Повышение эффективности логистических процессов — ключ к снижению издержек и укреплению конкурентоспособности отечественного бизнеса.

Для участников рынка и инвесторов важно учитывать следующие аспекты:

  • необходимость модернизации инфраструктуры;
  • растущую потребность в высокотехнологичных и гибких логистических решениях;
  • устойчивый спрос со стороны электронной коммерции и FMCG;
  • стратегическое значение доставки последней мили.

Дальнейшее развитие рынка ТЛУ будет определяться способностью компаний адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов, эффективно использовать технологии и выстраивать устойчивые логистические цепочки.

Компания Гидмаркет Маркетинговое исследование рынка транспортно-логистических услуг в России 2020-2024 гг., с прогнозом до 2029 г. 60 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще