К концу 2024 года количество самозанятых в России выросло на 31,2%, составив 12,2 млн человек. На фоне роста популярности этого формата занятости активно развивается инфраструктура поддержки — в частности, сервисы для приема платежей и вывода заработанных средств.
В январе 2025 года специалисты «AnalyticResearchGroup» проанализировали условия работы сервисов для самозанятых исполнителей: сервисы, разработанные банками, финтех-компаниями, сервисы для поиска исполнителей и заказчиков, сервисы для водителей, курьеров и других категорий исполнителей.
Среди 10 полноценных платежных сервисов (которые были разработаны небанковскими организациями) большинство предлагают бесплатное подключение и отсутствие абонентской платы.
В четырех сервисах — #tome, Capusta.Space, Self.PayAnyWay и Самозанятые.РФ — комиссии за прием платежей отсутствуют, что делает их особенно привлекательными для начинающих исполнителей. В остальных случаях комиссии варьируются в зависимости от способа оплаты и оборота самозанятого. Так, средняя комиссия за прием платежей с банковских карт колеблется в пределах 3–3,5%.
Отдельные сервисы предлагают прием оплаты через различные pay-сервисы (YandexPay, SberPay, Mir Pay и другие) или даже через баланс мобильного телефона. Однако эти опции чаще сопровождаются повышенными комиссиями.
Значительные различия наблюдаются и в стоимости вывода средств. Например, в #tome комиссия за вывод на банковскую карту составляет 5%, а при выводе на криптокошелек USDT — 9%. В сервисах «Ckassa», «Продамус» и «Robokassa» предусмотрено бесплатное перечисление средств на расчетный счет. В целом, выбор подходящего сервиса зависит от специфики работы самозанятого: регулярности платежей, оборота, способов оплаты и предпочтительных каналов вывода средств.
Сегмент самозанятых в России демонстрирует устойчивый рост, становясь важной частью экономики. Компании активно используют формат сотрудничества с самозанятыми для решения проектных задач и временных потребностей, а государство активно работает с регулированием в этой сфере, вводя новые требования и предлагая новые инициативы, касающиеся отчетности, социального страхования и взаимодействия с бизнесом. Одновременно растет спрос на цифровые сервисы для работы с самозанятыми и развивается инфраструктура поддержки этого формата занятости.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в четвертой волне исследования «AnalyticResearchGroup», посвященной рынку самозанятых исполнителей в России, «Обзор рынка продуктов и услуг для самозанятых. Январь, 2025».