Введенные санкции носят всеобъемлющий и систематический характер и охватывают широкий круг отношений между Россией и Западом. Они представлены в основном в форме экономических санкций, в том числе торговых, финансовых и персональных, в отношении физических лиц (представителей крупных предприятий, политических и правительственных деятелей) и отраслевых (секторальных) санкций, а также санкций против отдельных компаний реального сектора экономики, ряда российских банков и других финансовых организаций.
Основные блоки исследования:
Источники информации
Методы
Глава 1. Опыт прошлого: как изменили российский бизнес санкции, связанные с событиями 2014 г.
1.1. Перечень основных санкций и контрсанкций, связанных с событиями 2014 г.
1.2. Проблемы и негативные тенденции, возникшие в экономике России вследствие санкций
1.3. Основные меры, которые принимались на государственном уровне в реалиях санкций, связанных с событиями 2014 г.
1.4. Меры, которые принимались бизнесом в России для минимизации последствия санкций и контрсанкций
1.5. Оценка фактического снижения активности российских компаний на мировых рынках после 2014 г.
1.6. Выводы об отрицательном и положительном влиянии санкций и контрсанкций, связанных с событиями 2014 г.
Глава 2. Текущие реалии. Новые санкции 2022 г.
2.1.Краткий перечень санкций 2022 г. на текущую дату. Важные примечания в санкционных перечнях
2.2. Прогнозы влияния санкций, введенных в 2022 г., на экономику России
2.2.1 Оптимистичный прогноз
2.2.2 Пессимистичный прогноз
2.3. Оценка влияния санкций 2022 г. на малый и средний бизнес в России
Глава 3. Варианты адаптации российского бизнеса к новым реалиям в 2022 г.
3.1. Основные меры, которые могут быть предприняты компаниями для работы внутри страны.
3.1.1. Альтернативные направления для импортозамещения
3.1.2. Участие в гос. программах, направленных на импортозамещение
3.1.3. Захват сегментов освободившихся рынков вследствие ухода международных операторов
3.2. Основные меры, которые могут быть предприняты российскими компаниями для работы на мировых рынках
3.2.1. Развитие партнерских направлений со странами Азии
3.2.2. Использование криптовалют для межстрановых расчетов. Риски, связанные с криптовалютами
3.2.3. Создание новой платежной системы для расчетов с Китаем
3.2.4. Изменение логистических потоков
3.2.5. Создание представительств компаний в странах Азии
3.2.6. Новые каналы для осуществления мировой торговли в новых условиях
Глава 4. Сценарий Ирана. Как существует и развивается бизнес в Иране в условиях санкций.
Диаграмма 1. Динамика показателей внешней торговли России, 2010-2021 гг., млрд $
Диаграмма 2. Структура экспорта РФ по группам стран, 2010-2021 гг., % от объема экспорта в стоимостном выражении
Диаграмма 3. Структура импорта РФ по группам стран, 2010-2021 гг., % от объема импорта в стоимостном выражении
Таблица 1. Российские компании, попавшие под санкции в 2014-2020 гг.
Таблица 2. Меры Банка России по ограничению последствий введения санкций США и ЕС в отношении российских кредитных организаций и компаний в 2014-2015 гг.
Таблица 3. Перечень санкций 2022 г. против России на текущую дату
Таблица 4. Примеры региональных программ развития импортозамещения в РФ
Таблица 5. Основные сегменты освободившихся рынков в 2022 г. в результате ухода международных операторов
На российском платежном рынке онлайн-транзакции продолжают удерживать лидирующие позиции как с точки зрения доступа клиентов к расчетным счетам, так и по проводимым платежам. Например, если по состоянию на начало 2008 года в России действовало лишь 1,3 млн. счетов юридических лиц с дистанционным доступом, а их доля в общем числе счетов составляла около 23%, то по состоянию на начало 2023 года таких счетов было уже 8,5 млн., а доля в общем количестве превышала 50%.
По данным «Анализа рынка замороженных блинчиков и оладий в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране составили 115 тыс т, что на 17% больше, чем в 2019 г.
По данным «Анализа рынка замороженной пиццы в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг ее продажи в стране выросли на 31%: с 17,1 до 22,3 тыс т. Расширение продуктовой линейки, развитие розничных торговых сетей и онлайн-торговли, ускорение ритма жизни способствуют росту интереса к продуктам быстрого приготовления. В сегменте HoReCa также высокий спрос на замороженные полуфабрикаты для экономии времени и ресурсов заведений при отсутствии возможности осуществить полный цикл приготовления еды.