― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― Если коротко, то я сказала бы, что все отлично. Спрос на доставку стабильно растет — только за прошлый год число заказов в «Яндекс Еде» и «Деливери» увеличилось на 40% по сравнению с 2022 годом. При этом растут не только заказы, но и количество людей, пользующихся доставкой. В 2023 году приток новых пользователей составил 42%, а ежемесячная аудитория «Еды» и «Деливери» достигла 20 миллионов пользователей. Особо бурный рост мы наблюдали в регионах — за четвертый квартал 2023 года число заказов год к году в «Еде» выросло более чем на 60%. Совокупно в сервисах «Яндекс Еда» и «Деливери» на долю регионов приходится уже почти половина всех заказов.
Кроме операционной деятельности, в 2023 году мы сфокусировались на развитии гастроэкспертизы сервиса и выпустили первый «Ultima Guide Яндекс Еда» — технологический ресторанный гид, собравший ТОП-50 заведений в Москве. Его запуск стал первым шагом в трансформации сервиса от delivery only в сервис, закрывающий разные сценарии, связанные с едой, в том числе куда сходить.
― Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?
― Мы довольны результатами первого полугодия, нам удалось запустить запланированные проекты, например, в тестовом режиме появилась опция «Мультизаказ» – возможность оформить заказ одновременно в двух расположенных рядом местах в одном удобном интерфейсе. Такая услуга впервые появилась на российском рынке доставки. Теперь пользователи могут заказывать как из магазина и ресторана, так и из двух магазинов или двух ресторанов.
Кроме того, мы продолжили заниматься развитием гастроэкспертизы внутри сервисов – технологичные ресторанные гиды «Ultima Guide Яндекс Еда» запустились в Сочи, Санкт-Петербурге и Красноярске. Наличие гидов в городе помогает туристам, развивает культуру гастротуризма в России. Это подтверждают внешние исследования — согласно последнему опросу ИОМ «Анкетолог», «89% россиян планируют гастропутешествия по России, 85% респондентов говорят, что воспользовались бы гастрономическим гидом при планировании поездки в другой город или страну. А для 83% опрошенных гид — источник информации, которому они доверяют».
Одним из фокусов первого полугодия стал офлайн-сценарий использования приложения «Яндекс Еды». Весной запустился новый раздел, где собраны более 75 тысяч ресторанов по всей стране — с ним клиенты сервиса могут искать заведения для посещения в офлайне, используя специальные фильтры и рекомендации от нейросети «Яндекса». А еще составлять собственные подборки заведений и строить маршрут до ресторана через «Яндекс Карты».
Главный драйвер – покупательское поведение. Из событийной услуги доставка стала привычной. Для молодых людей это практически ежедневная рутина, 71% нашей аудитории это люди до 35 лет. Один из главных драйверов для нас – бурный рост сервисов в регионах.
Скорость доставки – по-прежнему ключевой фактор при выборе ресторана. Поэтому мы уделяем этому особое внимание, сейчас среднее время доставки у нас составляет 30 минут. При этом спрос на доставку растет быстрее, чем число курьеров, которые готовы доставлять эти заказы, поэтому мы постоянно инвестируем в развитие логистических технологий, помогает сделать процесс доставки быстрее и эффективнее.
― Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, размер комиссии, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?
― Работа с агрегатором остается одним из самых распространенных способов организации витрины и доставки для ресторанов, поскольку организация собственной доставки — сложно и дорого для заведений. Плюс агрегатор дает инструменты продвижения на сервисе, с которыми рестораны могут участвовать в акциях, подборках, поднимать себя в выдаче и занимать первые места в ресторанной ленте.
Мы продолжаем заниматься улучшением качества сотрудничества с действующими партнерами — разрабатываем новые инструменты для роста заказов и трафика, а также создаем обучающие материалы и организовываем образовательные мероприятия. В этом году мы провели уже вторую собственную конференцию «Тема Еды» в Москве – в программе конференции было 6 форумов и более 80 лекций от ведущих рестораторов, управленцев и экспертов рынка, а также вышли с ней в новые города – Санкт-Петербург и Красноярск.
Летом мы запустили новый образовательный формат – консалтинг для региональных рестораторов. В рамках него владельцы и управленцы заведений из регионов страны смогли получить бесплатные онлайн-консультации по развитию бизнеса от экспертов ресторанного рынка и «Яндекс Еды». Специалисты разбирали кейсы предпринимателей с заведениями разного масштаба — от небольших кафе до крупных ресторанов.
В этом году мы также обновили рекламные инструменты для ресторанов и запустили рекламу, при которой ресторан платит не за клики, а за реальные заказы. Благодаря новой модели заведения смогут занять более высокое место в поисковой выдаче и вместе с этим — получить больше заказов.
― Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?
― Как я уже говорила, регионы растут достаточно активно, некоторые города растут кратно. Доставка уже не кажется людям чем-то особенным, постепенно становится привычкой. Растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним и новый покупательский паттерн.
Мы наблюдаем, как развивается региональным ресторанный рынок, а вместе с ним и уникальная гастрономическая культура городов. Мы продолжаем развитие Ultima Guide, собираем лучшие заведения и настоящие гастрожемчужины, а также запускаем доставку из авторских ресторанов в «Ultima Яндекс Еде», помимо Москвы и Санкт-Петербурга она уже работает в Казани и Красноярске.
― В последние годы FMCG-сети и онлайн-ритейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию кафе и ресторанам на рынке доставки и будет ли она усиливаться в дальнейшем?
― Я и вся моя команда придерживаемся мнения, что конкуренция всегда влияет исключительно положительно и дает новые стимулы для роста бизнеса. Сейчас все игроки рынка — и сервисы доставки готовой еды, и рестораны инвестируют в развитие привычки заказывать готовую еду. Мы все работаем на одну задачу — повысить популярность ее потребления.
Мы уже давно успешно закрываем потребность пользователей в доставке из магазинов и видим большой потенциал в нашем ритейл-направлении, в ближайшие года продолжим в него инвестировать.
― Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов?
― Нехватка курьеров стала не только одним из основных барьеров, но и важным вызовом для рынка. Мы стараемся решать этот вопрос, например, за счет развития технологий доставки, которое позволяет ускорить доставку, а курьерам — увеличить свой доход. Также мы активно развиваем программу поддержки доставщиков, постоянно инвестируем в создание комфортной инфраструктуры для курьеров. Повышение логистической эффективности позволило увеличить доход курьеров в час на 30% за последний год.
Прошлой зимой сервисы «Еда», «Деливери», «Лавка» и «Доставка» инвестировали более 2,5 миллиардов рублей в бонусы и дополнительные выплаты курьерам в период повышенного спроса в новогодние праздники. Мы также стараемся создать комфортную среду для сотрудничества с нами — курьерам, сотрудничающим с «Яндексом», доступно страхование на слотах, бесплатные юридические консультации, бонусы и скидки от партнеров, например, на аренду самоката или power-банков.
― Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии доставки готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?
― Вся наша логистика построена на технологиях — мы используем разные алгоритмы для назначения курьеров и управления ценой доставки. Рекомендательная лента выдачи ресторанов также построена на алгоритмах и успешно работает.
Многие уже видели наших роботов-доставщиков в Москве, они успешно развозят еду и заказы из магазинов и ресторанов на протяжении 5 лет. Доставка роверами также есть в Санкт-Петербурге и в Иннополисе. Заинтересованность в таком сценарии доставки со стороны пользователя стимулирует наших партнеров – за первое полугодие 2024 количество подключившихся ресторанов и магазинов выросло в 2 раза. За все время роботы-доставщики привезли уже более 230 тысяч заказов. И мы, и наши партнеры верим в необходимость инноваций в доставке. В перспективе нескольких лет роботы-курьеры могут стать незаменимыми помощниками в периоды увеличенного спроса в любых погодных условиях.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
― Помимо развития онлайн-доставки мы последовательно продолжим фокусироваться на офлайн-сценарии. Это новый функционал для наших пользователей и новые возможности для заведений-партнеров «Яндекс Еды».
Мы стремимся стать сервисом, с помощью которого люди могут закрывать свои потребности в еде в любом ее проявлении — заказать продукты для приготовления, заказать доставку готовой еды или выбрать ресторан для посещения. За первые три месяца работы сервисом воспользовалось уже 3 млн уникальных посетителей. С конца марта по середину мая этого года 87 тыс. раз пользователи строили в приложении маршрут до ресторанов или звонили, чтобы осуществить бронь.
Мы продолжим усиливать свое присутствие в регионах, в том числе, маркетинговыми инструментами, больше брендировать локации, участвовать в гастрономических мероприятиях в городах.