Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 января 2025
Ольга Кормина

Общая площадь всех производственных мощностей составляет 27 500 кв. м.

Директор управления по развитию «Кулинарии и кафе» сети «Азбука вкуса» специально для исследования рынка общественного питания 2022

― В период пандемии наблюдался рост популярности кулинарии. Как менялся спрос на готовые блюда по мере стабилизации ситуации с пандемией?

― В пандемию мы наблюдали несколько трендов: после введения первых ковидных ограничений и перехода на удаленную работу многие покупатели активно переключились на «сырые» мясо, рыбу и полуфабрикаты, отдавая предпочтение самостоятельной готовке, на которую появилось свободное время. С другой стороны, наша аудитория была лишена возможности посещать любимые рестораны и прочего досуга, поэтому поход в «Азбуку вкуса» для многих остался одним из атрибутов привычной жизни: это сказалось на росте спроса на более гастрономически сложные, изысканные блюда. Например, мы наблюдали рост спроса на линейку кулинарии ресторанного уровня A la carte и более дорогие позиции весовой кулинарии. Однако по мере возвращения к привычному режиму (поэтапное открытие офисов, объектов торговли и услуг, возвращение детей в школы) мы увидели восстановление привычных, «допандемийных» трендов.

― Отразились ли новые антироссийские санкции на ценообразовании готовой еды? Планируете ли изменения в составе блюд и ассортименте кулинарии собственного производства?

― Рынок продуктов питания находится под санкциями с 2014 года, и мы хорошо научились приспосабливаться к его изменениям без потери качества готовой кулинарной продукции. Безусловно, какое-то импортное сырье существенно подорожало (например, лосось, ввозимый с Фарерских островов), какое-то ― временно пропало на 1–2 месяца из-за перестройки цепочек поставок (например, итальянские и греческие оливки). В результате, отдельно взятые блюда выросли в себестоимости до 30%. Но мы добивались того, чтобы повышение цен не было таким сильным. Мы сумели оперативно отреагировать на изменения:

  • адаптировали ряд рецептур, заменив недоступные на рынке ингредиенты там, где это возможно;
  • организовали непрерывный поиск альтернативных поставщиков для снижения риска недопоставок;
  • сохранили большую часть импортных ингредиентов в блюдах, где это имеет принципиальное значение с точки зрения качества: вкусовых характеристик, чистоты состава, визуальной презентации продукта.

― Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства?

― Собственное кулинарное производство ― УТП «Азбуки вкуса» и стратегическое направление для развития. Доля ассортимента СП в кулинарии превышает 90%. Компания находится в процессе постоянного расширения и модернизации производственных мощностей. По итогам 2021 финансового года, доля собственного производства составляет 22% товарооборота сети. В 2021 году мы расширили площадь фабрики еще на 3,6 тыс. кв м. для направления мясных полуфабрикатов, и на сегодня общая площадь всех производственных мощностей составляет 27,5 тыс. кв. м.

― Какие тренды в кулинарии вы наблюдаете? Как адаптируете ассортимент под новые запросы покупателей?

― Сейчас мы видим продолжающийся тренд на средиземноморские направления. В особенности итальянскую кухню: пицца, паста, равиоли переживают новый пик популярности. Мы идем в ногу со временем и предлагаем покупателю широкий выбор аутентичных блюд. У нас есть целый ряд этнических линеек и блюд грузинской, азиатской, паназиатской, французской и других кухонь мира. Мы постоянно обновляем ассортимент, насыщая полку востребованными блюдами. Также мы активно развиваем линейки готовых блюд для здорового образа жизни; блюд для разных систем питания (вегетарианство, веганство, кето и палео); блюд, приготовленных по ресторанным технологиям (сувид, долгое томление) из самого высококачественного сырья. Сейчас мы готовим к запуску новую линейку кулинарии. Не станем раскрывать все секреты, но это будет совершенно новое и уникальное предложение на рынке готовых блюд.

― Есть ли различия в уровне спроса на кулинарию в зависимости от региона?

― Готовая кулинария «Азбуки вкуса» ― один из ключевых драйверов спроса как в Москве, и в Санкт-Петербурге. Это «приводящая» категория в обоих регионах присутствия. 

― Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах?

― Онлайн покупатели ― динамично увеличивающаяся категория наших клиентов. На сегодняшний день доля онлайн-продаж кулинарии составляет порядка 10% от общего объема, в то время как в 2020 году доля выручки онлайна в кулинарии не превышала 5% от товарооборота. При этом средний чек на готовую кулинарию в онлайн-каналах превышает офлайн-форматы в 1,5 раза, составляя около 1 100 руб. Встречаемость чеков на готовую кулинарию в онлайн-формате ожидаемо выше ― 49%, т.е. практически каждый второй онлайн-покупатель «Азбуки вкуса» добавляет в корзину готовую еду.

― Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж кулинарии? Какие результаты показывают подобные форматы?

― Да, готовую еду вместе с любыми другими продуктами из магазинов доставляет наш стратегический партнер «Яндекс.Еда». Также ассортимент блюд собственного производства представлен в «Яндекс.Лавке» и Ozon Express. В рамках b2b-направления мы работаем с форматом корпоративного питания, в том числе специализированного: поставляем готовую еду для персонала медицинских клиник.

Мы запускали экспериментальный проект с микромаркетами в подъездах жилых домов, и он показал свою эффективность в период пандемии. Позже мы перенесли часть микромаркетов в офисы, где со временем снизилась потребность в таком канале продаж. В настоящее время проект приостановлен. 

― Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды? Ощущаете ли давление со стороны игроков ресторанной сферы или онлайн-ретейлеров? Будет ли конкуренция в сегменте кулинарии усиливаться в дальнейшем?

― Мы видим бурный рост рынка готовой кулинарии и полуфабрикатов высокой степени готовности во всех ценовых сегментах как в HoReCa, так и в ретейле. Это объяснимо с учетом трансформации образа жизни, в особенности в крупных городах: у многих покупателей просто нет времени на приготовление блюд. Разогрев в течение 2–3 минут или допекание заранее подготовленного блюда в течение 5–30 минут ― для многих это максимум.

Высокая конкуренция способствует активному развитию и постоянному поиску новых возможностей улучшить наш продукт, технологии, клиентский опыт. Мы стараемся соответствовать новым трендам: кулинарию «Азбуки вкуса» можно заказать онлайн с быстрой доставкой как из нашего приложения, так и через популярные онлайн-агрегаторы. В этом году мы также запустили быструю доставку (35 мин) суши, пицц и бургеров «из-под ножа» (приготовленных прямо в супермаркетах).

― Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами? Насколько результативны такие коллаборации?

― Мы находимся в постоянном контакте со многими трендсеттерами HoReCa. Коллаборации требуют наличия у партнеров серьезной производственной базы, соответствующей нашим стандартам или глубокого понимания возможностей «адаптации» их идей и рецептур на промышленных масштабах нашей фабрики: процесс выпуска блюда в ресторане и на промышленном производстве сильно отличается. Тем не менее, у нас есть успешный опыт сотрудничества с ресторанными концепциями: «Чайхона №1» Тимура Ланского, «Раковая», «Duck it», «Zotman Pizza», и сейчас мы готовимся к запуску двух новых ресторанных коллабораций, о которых расскажем позже.

― Какие у вас планы по развитию направления кулинарии в перспективе ближайших 1–2 лет?

― Кулинария была и остается одной из самых динамично растущих и активно развивающихся категорий компании. В текущем финансовом году мы планируем продолжить заданный тренд с двузначным приростом в тоннаже и товарообороте, несмотря на высокую базу постковидного спроса прошлого года.

Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.

Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях

РБК Исследования рынков Российский рынок готовой кулинарии 2024 77 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще