По данным «Анализа рынка коньячного дистиллята в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, его импорт в страну в 2023 г вырос на 36,6%: с 20,0 до 27,3 млн л. Годом ранее из страны ушли многие коньячные бренды – Remy Martin, Martell, Hennessy и другие. На коньячном рынке освободилась емкая ниша, которую поспешили занять отечественные производители, однако столкнулись с нехваткой сырья.
В 2021 г были внесены поправки в федеральный закон «О регулировании алкогольной продукции», и в числе прочего было введено понятие «коньяк России» – продукт, сделанный на 100% из выращенного в России винограда. Для того, чтобы нарастить выпуск дистиллята из отечественного винограда, необходимо значительно увеличить площади виноградников, а, по оценкам экспертов, для увеличения текущей площади виноградников хотя бы вдвое при нынешних темпах закладки потребуется 10-15 лет, и это без учетов роста потребностей виноделов, которые столкнулись со схожей ситуацией. Объективные потребности производителей коньяка требовали значительно больше сырья, чем могли предоставить российские аграрии, и это привело росту закупок за рубежом.
В 2023 г основными странами-поставщиками коньячного дистиллята в Россию были Армения, Франция и Казахстан. Из Армении было ввезено 10,3 млн л дистиллята, или 37,8% импорта. Доля французского дистиллята составила 26,7% или 7,3 млн л, доля продукции из Казахстана – 10,6% или 5,6 млн л. Еще одним направлением поставок стала Грузия. Долгое время отношения между Россией и Грузией были напряженными, и грузинский дистиллят ввозился не напрямую, а через страны-посредники, среди которых и Армения с Казахстаном. В 2023 г нормализация отношений, в том числе в экономической сфере, привела к возобновлению прямых поставок – в 2023 г из Грузии было ввезено 2,6 млн л коньячного дистиллята.