По данным “Анализа рынка прохладительных напитков в России”, подготовленного BusinesStat в 2024г, за 2019-2023 гг их продажи в стране увеличились на 34%: с 7 до 9,4 млрд л. В 2023 г главными драйверами рынка стали оживление потребительского спроса на фоне восстановления реальных доходов россиян и расширение ассортимента напитков. После ухода из России Coca-Cola и PepsiCo конкуренты воспользовались ситуацией и активно осваивали освободившиеся ниши. Как иностранные, так и отечественные производители запускали новые торговые марки и дополняли ассортиментные линейки новыми вкусами и форматами упаковки в разных ценовых категориях, что дополнительно стимулировало спрос.
Для отечественных производителей, занимающих лидирующие позиции на рынке, ситуацию осложнило установление с 1 июля 2023 г акциза на сладкие напитки, согласно которому напитки, в которых на 100 мл содержится более 5 граммов сахара, облагаются налогом в размере 7 руб на 1 л продукции. В число подакцизных товаров вошло большинство прохладительных напитков. Для производителей новая фискальная мера означает резкий рост издержек и понижение рентабельности производства, для покупателей – подорожание всех напитков этой категории и дилемма: либо покупать привычные напитки по новой, повышенной цене, либо искать альтернативы из более дешевых ценовых сегментов, либо же уходить в смежные категории вроде минеральной воды, соков и нектаров. Отметим, что установление акциза совпало с сезонным пиком спроса на напитки, в результате чего рост продаж лишь замедлился. Ожидается, что в полной мере последствия от введения акциза проявятся в 2024 г.
Рост объемов реализации прохладительных напитков в стране наблюдался ежегодно. Даже в кризисном 2022 г продажи демонстрировали положительную динамику. Во многом это связано с тем, что к прохладительным относится довольно широкий спектр напитков – от классических вроде кока-колы, лимонадов, квасов до более нишевых, к которым можно отнести функциональные напитки и энергетики. Большая часть этих напитков взаимозаменяемая, поэтому в том случае, если продажи одного из видов снижаются, его место, как правило, занимают «коллеги» по полке.