— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— 2022 год был очень сложным как для транспортной отрасли, так и для нашей компании. Первые шесть месяцев мы ощущали существенное снижение товарооборота, которое сказалось на тарифах на перевозку (они снизились более, чем в два раза и зачастую не покрывали даже себестоимость рейса). Вторая половина года характеризовалась оздоровлением: наша компания смогла выйти на финансовые показатели 2021 года.
— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— В 2023 году динамика показателей положительная: сказалась низкая лизинговая нагрузка в сложный период. Поэтому сейчас мы можем расширять свой парк несмотря на все трудности.
— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом? Если да, то как?
— Работа компании в части объемов и географии существенно изменилась. Мы наблюдаем, как транспортные потоки перестроились больше на центральную часть страны. Это обусловлено концентрацией локальных производств. Ощущаем, как изменился характер перевозимого груза с уходом многих международных игроков-производителей и дистрибьютеров.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— На наш взгляд сложно сказать, что объем внутренних перевозок увеличился, скорее поменялась структура транспортной отрасли в целом. На это повлияли трудности с работой международных перевозчиков в России, минимальный выход новой техники на дороги во время пандемии и СВО, высвобождение рабочих мест гражданами ближайшего зарубежья, и соответственно отток водителей из отрасли. Все эти факторы создали дефицит техники, что привело к повышенному спросу на транспортные услуги.
Если говорить об увеличении объема внутренних перевозок в рамках всей отрасли, то наиболее активно он происходил в сегменте строительных материалов, который стал активно расти после затишья 2020–2022 годов.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— Спрос на логистические услуги остался скорее на прежнем уровне, поскольку он сбалансирован сокращением товарооборота из-за ухода потребителей логистических услуг, а также дефицитом техники и водителей.
— Как компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— Задача содержания автопарка, конечно, существенно усложнилась. Во-первых, запасные части выросли в цене, и номенклатура стала более скудной. Во-вторых, гарантия техники от производителей, можно сказать, не работает. В-третьих, происходит естественное устаревание парка, который требуется обновлять. И поскольку цены на автомобили европейских производителей неоправданно высокие, мы вынуждены переходить на китайские: на свой страх и риск, не зная, как поведет себя техника даже через пару лет.
— Столкнулась ли компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?
— Безусловно, мы, как и все транспортные компании, ощущаем огромный дефицит кадров. В первую очередь водительского состава. Как я отмечала ранее, освободилось множество рабочих мест. Водители хотят проводить больше времени с семьей, и свободный рынок труда в регионах спокойно позволяет им это делать. Чем выше дефицит кадров, тем требовательнее соискатель. Сложно привлечь людей и на административные должности.
Что касается того, может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы, то мы считаем, что соответствующие технологии могут облегчить труд персонала, но ни в коем случае не должны рассматриваться как замена человека.
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний?
— Были сложности с размещением баз на сторонних серверах, с их оплатой, но сейчас они решены благодаря использованию отечественных ресурсов.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?
— В настоящее время у нас небольшой горизонт планирования: квартал, максимум — полгода. Мы с партнерами уже привыкли к непредсказуемости. Но если говорить о векторе развития компании, то в первую очередь мы работаем над совершенствованием бизнес-процессов. Еще многое нужно сделать, и желательно лучше других.