По данным «Анализа рынка животного жира в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг его продажи в стране увеличились на 24%: со 169 до 210 тыс т.
Растет спрос на пищевые и технические животные жиры. Производство почти всех видов мясных и мясосодержащих продуктов не обходится без добавления в рецептуру животных жиров для придания продукту калорийности, нежности и сочности. Кроме того, использование животного жира позволяет предприятиям мясной отрасли снизить себестоимость производства конечной продукции путем сокращения расхода мясного сырья. Ключевое направление использования технического животного жира – мыловарение. Также технические жиры применяются при производстве глицерина, различных смазок и полирующих паст, при выделке кож, при производстве биодизеля. Кормовой (технический) жир используется и как компонент для производства кормов для животных.
В 2021 г прирост продаж животного жира на российском рынке был минимальным за пятилетие – 0,7%. Дело в том, что в 2021 г цена российских производителей животных жиров сильно выросла – почти на 70%. Соответственно, себестоимость производства мыла также увеличилась, однако розничные сети, с которыми сотрудничали российские мыловары, не хотели повышать цены. Чтобы избежать работы в убыток, многие производители мыла пересмотрели ассортимент выпускаемой продукции и отказались от выпуска наиболее бюджетной продукции. Это привело к тому, что жители многих регионов страны стали жаловаться на исчезновение с магазинных полок самого дешевого мыла, хозяйственного кускового, которое зачастую реализовывалось даже без обертки. Ассортимент туалетного мыла в низком ценовом сегменте также заметно оскудел. По итогам 2021 г выпуск твердого мыла в России снизился на 12% – до 121 тыс т.
В 2022 г продажи животного жира увеличились на 12%. Сильнее всего спрос вырос со стороны мыловаров – выпуск мыла в 2022 г демонстрировал восстановительный рост на 4%; производителей кормов – производство выросло на 6%.
По итогам 2023 г продажи животного жира в России выросли на 4%. Вырос спрос со стороны производителей комбикормов и колбасных изделий. Однако выпуск мыла снова просел – на 2%, что стало следствием дальнейшего роста цен производителей.