Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 марта 2024
Андрей Михайлов

Генеральный директор торгово-производственной компании «Феликс», специально для исследования рынка мебели — 2023

Мы видим оптимизацию экономических процессов внутри страны. Стало понятно, что все эти санкции надолго, и необходимо выживать и развиваться в этой ситуации

 

 Как можете охарактеризовать результаты работы вашей компании за 2023 год? Все ли поставленные цели были достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль? 

 Мы позитивно оцениваем результаты работы нашей компании в 2023 году. Прогнозируем рост продаж более 15%. Многие поставленные цели были достигнуты. Мы взяли большое количество новых заказов, новых проектов. Причем объемы этих поставок были таковы, что мы были вынуждены на определенных этапах привлекать сторонние фабрики, чтобы выполнить данные заказы в срок. Развитию бизнеса помогли меры, предпринятые правительством, а именно ограничения на вывоз ДСП за пределы Российской Федерации. Это помогло стабилизировать ситуацию и сдержать рост цен на это сырье. Потому как в 2020–2021 годах отсутствие ограничений привело к первоочередным поставкам по более высоким ценам зарубежным покупателям. В то время как отгрузку сырья отечественным производителям производили по остаточному принципу. Сформировался искусственный дефицит сырья на внутреннем рынке. И, как следствие, рост цен на это сырье. В 2023 году мы не увидели существенного дефицита плиты, и это, собственно, положительная тенденция, которая позволяет развиваться мебельному бизнесу в России.

Наше государство приросло новыми территориями, которые активно застраиваются. Колоссальными темпами ведется строительство жилого массива и обустройство этих территорий. При этом абсолютно непрозрачна процедура поставки мебели новым субъектам. В открытых источниках нет информации о процедурах поставок, и это приводит к определенным препятствиям в развитии бизнеса. Хотя мы знаем, что мебель туда поставляется. Хотелось бы, чтобы вот здесь эта часть поставок была более открыта для российского бизнес-сообщества. И российские производители могли принять участие в этих процедурах, предоставив оптимальные цены и высокое качество своей продукции.

 Как санкции  повлияли на вашу деятельность в 2022 году? Смогли ли вы полностью адаптироваться и извлечь выгоду в текущей ситуации? 

 Так как значительная часть нашего производства — это офисная мебель, то санкции, конечно, сыграли свою отрицательную роль на первом этапе. Не все понимали, что будет дальше. Была приостановка деятельности тех или иных контрактов. Приостановилась публикация новых контрактов. Наши сетевые партнеры в этом бизнесе, как «Леруа Мерлен», «Оби» — руководство компаний принимало решение о дальнейшей работе. «Оби», в частности, пошло на национализацию. Это на несколько месяцев сыграло негативную роль. Далее ситуация стабилизировалась, стало понятно, что вывод денег за границу чреват последствиями. Деньги стали аккумулироваться в стране, это во второй половине года привело к росту внутренних конкурсов и положительно повлияло на работу компаний. В частности, мы выиграли несколько крупных контрактов, реализация которых позволила компании улучшить свое финансовое положение. 

 Ощущает ли ваша компания проблемы с поставками импортного оборудования, материалов, комплектующих и прочим? Есть ли сложности с экспортом производимой продукции из России? 

 Мы не испытываем проблем с поставками импортного сырья или комплектующих. Большинство наших материалов и комплектующих мы покупаем в России. Что касается оборудования, то у отечественной мебельной отрасли оборудование импортное, в основном производства западноевропейских стран. Но в последнее время наметилась тенденция к поставкам оборудования из Юго-Восточной Азии. Тем не менее мы видим, что параллельный импорт работает, и нужные нам комплектующие мы без каких-то особых проблем приобретали у дилеров и партнеров компании. 

 Как сильно выросли цены на вашу мебель по сравнению с началом 2022 года? 

 Стоимость мебели зависит в первую очередь от стоимости материалов. В связи с этим, как я говорил ранее, принятые в 2021 году правительством меры позволили избежать серьезного роста цен на сырье, в первую очередь на плитные материалы: ДСП, МДФ. Таким образом, стоимость мебели росла пропорционально изменению стоимости сырья. Мы оцениваем этот рост в 20%: на подорожание сырья и подорожание конечной продукции для потребителя. 

 Как уход IKEA из России повлиял на российский рынок мебели и на показатели вашей компании?

 В первую очередь пострадали поставщики. Это, как правило, не очень крупные мебельные и не только предприятия, для которых IKEA была основным партнером. Многие, к сожалению, были вынуждены закрыться. Другие были вынуждены искать другие каналы сбыта. Со своей стороны, мы привлекли новых партнеров, взяли долгие контракты на поставки той или иной мебели. И, со своей стороны, при необходимости мы привлекаем подрядные фабрики, те, которые ранее поставляли продукцию IKEA, к работе с нашей компанией, по нашим стандартам качества, по нашим чертежам, с выездными проверками наших специалистов, которые принимают качество мебели перед отгрузкой клиенту.

 Какие позитивные изменения вы можете выделить в 2023 году? 

 

 Мы видим оптимизацию экономических процессов внутри страны. Стало понятно, что все эти санкции надолго, и необходимо выживать и развиваться в этой ситуации. Мы видим серьезный рост строительства, что всегда за собой влечет и рост заказов на мебель.  Мы активно начали работу с застройщиками, в том числе благодаря активной позиции Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДРП), членом которой является наша компания. Так вот, нам удалось провести серьезную работу с банками, правительством о включении расходов на приобретение мебели в ипотечные кредиты. Таким образом, граждане России могут приобрести квартиру сразу с мебелью. Это позволяет, учитывая льготные программы на ипотеку, сэкономить средства на покупку мебели. 

 Какие, на ваш взгляд, необходимы инструменты для стимулирования спроса на рынке мебели? 

 Получается, что я ответил на этот вопрос чуть выше. Это различные программы по работе с застройщиками. Это действительно позволяет мебельному бизнесу развиваться. Хотелось бы видеть подобные программы и в других отраслях.  

 Развиваете ли вы собственный интернет-магазин мебели? Сотрудничаете ли с маркетплейсами? Как изменились онлайн-продажи в 2023 году по сравнению с прошлым годом? Какова доля интернет-торговли в общих продажах компании?

 Развитие собственной интернет-торговли в нынешних реалиях, конечно, должно быть драйвером продаж. Мы видим в этом году рост продаж порядка 20%. Однако мы понимаем, что эти показатели, благодаря производственным мощностям компании, административному ресурсу, могут быть увеличены, и поэтому работаем в этом направлении, приглашая опытных специалистов с рынка, причем развивая не только собственный интернет-магазин, но и развивая работу с маркетплейсами. У нашей компании две собственные фабрики, мы научились делать качественную мебель, в том числе экономсегмента, которая востребована в интернете. Достаточное количество мебели всегда есть на складе.  Это позволяет активно развивать данное направление. 

 Какие площадки для маркетинга вы используете? Считаете ли вы, что интернет-реклама становится главным каналом для продвижения товаров?

 Что касается перспектив дальнейшего развития, то компания активно развивается в регионах. Мы пересмотрели систему работы с регионами после пандемии и начала СВО и адаптировали систему работы к современным реалиям: упростили систему требований к нашим партнерам в регионах, что позволило привлечь новых партнеров, и франчайзи, работающих под нашей торговой маркой, и официальных дилеров. Также мы активно развиваем работу с сетевым ретейлом, работу по маркетплейсам, работу с застройщиками, ну и, безусловно, работа в секторе госконтрактов для нас по-прежнему остается приоритетной. Также в рамках работы с правительством Москвы компания реализует два масштабных инвестиционных проекта по строительству и вводу в эксплуатацию двух производственно-складских зданий на территории Москвы для дальнейшего развития мебельного производства. 

 Каковы ваши прогнозы по развитию российского мебельного рынка в 2023–2024 годах? Как изменится потребительское поведение? Какие стратегии развития вы планируете реализовать?

 Мы прогнозируем рост в 15–20%. По поводу потребительского поведения: мы видим, что крупные заказчика все более склоняются к выбору не наиболее дешевого поставщика, а более надежного партнера — крупных компаний, способных выполнять свои обязательства как в короткой, так и долгосрочной перспективе, учитывая большое количество контрактов, которые заключаются на год и далее. Компаний, способных осуществлять весь спектр услуг по сдаче объектов практически «под ключ». Это не только производство мебели, но и доставка, расстановка мебели в тесной работе со строителями, производящими работу на объектах. Наша компания имеет колоссальный опыт реализации подобных проектов: несколько крупных проектов с правительством Москвы, среди которых подготовка стадиона «Лужники» к чемпионату мира по футболу в 2018 году и многие другие объекты. 

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже мебели 2023 110 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 15 апреля 2024 РБК Исследования рынков Федеральные мебельные сети продолжают лидировать среди сетевой розницы Сетевых игроков мебельного рынка можно разделить на 5 групп: международные, федеральные, региональные, локальные, а также работающие в России и странах СНГ

По состоянию на декабрь 2023 года на российском рынке мебели наибольшее количество сетей (38,3%) работает в федеральном масштабе. Локальные и региональные игроки в России составляют 26,4% и 23,7% соответственно, то есть более половины от общего количества сетей. При этом суммарное число точек таких игроков не превышает 13%, что обусловлено относительно небольшим количеством магазинов и масштабом работы (в рамках одного ФО или региона). Наименьшая доля по количеству сетей принадлежит международным игрокам – 3,9% от общего количества сетей и 6,6% от общего числа сетевых магазинов.

Показать еще