По данным «Анализа рынка канцелярских принадлежностей (канцтоваров) в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2022-2023 гг их производство в стране снизилось на 10%: с 4,95 до 4,43 млрд шт. Наибольший темп падения выпуска пришелся на 2022 г.
Главными причинами сокращения выпуска послужили:
- Сжатие внутреннего спроса на российские канцтовары в условии роста цен и сокращения ассортимента.
- Зависимость отечественного производства от импорта сырья и оборудования. Отдельные компоненты, применяемые в производстве канцтоваров, ввозятся из-за рубежа, и их цена зависит от курса доллара и доступности основных материалов. Нарушение логистических цепочек и отказ западных партнеров от сотрудничества с отечественными компаниями привели к перебоям поставок, подорожанию и дефициту таких видов сырья, как картон, бумага, целлюлоза, клей, проволока, химикаты (пигменты, хлорат натрия, сернистый ангидрид, перекись водорода и другие). На поиск новых поставщиков и доставку продукции по более длинным маршрутам потребовалось время и дополнительные затраты, что сказалось на цене.
- Недостаток оборотных средств на приобретение сырья. Зарубежные поставщики прекратили практику отсрочек по платежам, отечественные компании работали по полной предоплате. В условии резкого роста ставок по кредитам производители закупались небольшими партиями, так как средств на формирование крупных запасов оказалось недостаточно.
В 2023 г стали заметны признаки адаптации отечественных производителей к новой рыночной ситуации, и темп снижения выпуска замедлился.