— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— 2022 год был полон событий. Нам пришлось быстро перестраиваться: мы искали новых партнеров, приспосабливались к изменениям и учились по-новому управлять финансовыми потоками.
Было непросто, но финансовые цели были достигнуты за счет открытия новых направлений, продуктов и сервисов. Мы много экспериментировали: именно это помогло найти новые точки роста в сложившихся обстоятельствах и кратно увеличить масштабы бизнеса. Можно сказать, что это был период уникальных вызовов и возможностей.
— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— В 2023 году динамика показателей более стабильная. Негативных факторов по-прежнему немало, но мы преодолеваем их влияние через балансировку доли различных продуктов в портфеле. Это помогает сгладить сезонность, а также справиться с операционными сложностями в регионах и на отдельных рынках (такими, например, как снижение цен на контейнерные перевозки).
Основными драйверами остаются новые клиенты и продукты. Мы работаем с крупнейшими грузоотправителями в стране, поэтому должны постоянно находить идеи и решения, чтобы удовлетворить их потребности.
— Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок?
— В 2022–2023 годах мы не прибегали к государственным мерам поддержки. Мы сделали ставку на внутреннюю оптимизацию, что позволило успешно адаптироваться к текущим экономическим условиям.
Усилия правительства по развитию транспортной сферы мы оцениваем как очень значимые. Особенно они заметны в сфере развития транспортной инфраструктуры и цифровизации. Мы убеждены, что подобные инициативы помогут значительно усилить эффективность и конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе. Они откроют новые возможности для всех участников рынка и будут способствовать повышению качества логистических услуг.
— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнения с 2021 годом? Если да, то как?
— За последние пару лет в сфере международных грузоперевозок произошли заметные изменения. Особенно это касается Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, где мы видим рост объемов и повышенную активность.
Сроки доставки стабилизируются, хотя в некоторых регионах и отдельных портах все еще есть задержки из-за операционных и экономических факторов. Что касается стоимости, то, в зависимости от сегмента, она изменилась по-разному. Например, в контейнерном бизнесе в 2022 году был кратный рост ставок, а в 2023 году ставки снижались еще большими темпами. В целом по рынку текущие цены отражают повышение операционных расходов и изменения в логистических цепочках.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— Да, мы видим увеличение объемов внутренних перевозок в некоторых сегментах. Основная причина — расширение клиентского портфеля, включая компании из таких динамично развивающихся отраслей, как автомобильная промышленность и нефтехимия. Эти отрасли требуют комплексных логистических решений, поэтому доверяют свои объемы компаниям с широким продуктовым портфелем и сильной экспертизой.
Также мы заметили усиление спроса в сегменте электронной коммерции, и, как следствие, рост объемов перевозок малотоннажным транспортом. Активно развиваем направление внутригородских доставок, которое становится все более важным из-за растущего спроса на быструю доставку в условиях городской инфраструктуры.
— Как Вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— В 2023 году спрос на логистические услуги варьируется в зависимости от сегмента. Тем не менее, мы видим общее снижение объемов, которое связано с макроэкономическими тенденциями и изменениями в покупательской способности.
Уход крупных международных компаний из России не столько уменьшил общие объемы грузоперевозок, сколько вызвал их перераспределение. Многие грузы все еще перемещаются, но теперь они распределяются и обрабатываются другими участниками рынка.
— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?
— Прежде всего, это позволило нам расширить клиентский портфель. Ранее сложные для освоения сегменты рынка и категории клиентов стали доступными, и это открыло новые возможности для роста. Кроме того, уход международных игроков привел к появлению на рынке высококвалифицированных кадров: мы усилили команду и привлекли целый ряд профессионалов.
С другой стороны, иностранные логистические операторы всегда славились стандартами качества. Теперь, с их уходом, в конкурентной борьбе победят те российские операторы, которые смогут не только поддержать, но и повысить уровень этих стандартов.
— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— У нас нет собственного автопарка, так как мы специализируемся на цифровой экспедиции. Но мы тесно работаем с тысячами перевозчиков по всей стране и видим, как санкции и уход иностранных вендоров усложнили задачу обновления и поддержки их автопарков. Особенно заметен рост закупок автотехники из Китая и повышение стоимости обслуживания европейской техники.
В этой ситуации мы стараемся помогать партнерам и предлагаем им эффективные цифровые инструменты для управления операциями и контроля за использованием транспорта.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?
— Да, как и многие компании на рынке, мы столкнулись с нехваткой кадров, особенно в операционных отделах и среди ИТ-специалистов. Чтобы решить эту проблему, мы инвестируем в HR-бренда и работаем с площадками для трудоустройства, чтобы расширить охват и привлечь больше кандидатов. Кроме того, как мы уже упоминали, нам удалось воспользоваться уходом западных логистических компаний.
При этом самым эффективным подходом остается нетворкинг и рекомендации от экспертов рынка и наших коллег. Сотрудники, приходящие по рекомендации, зачастую быстрее адаптируются и показывают отличные результаты.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?
— Цифровизация для нас — не просто тренд, а реальная потребность и часть стратегии. Уже сейчас у нас работает система электронного документооборота, которая упрощает обмен данными. Мы также разрабатываем собственную систему управления транспортом, предлагая клиентам комплексное решение через платформу Software-as-a-Service. В ней присутствует модуль управления транспортными средствами и водителями, интеграция с электронными транспортными накладными, инцидент-менеджмент и отчетность, чтобы мы и наши клиенты могли эффективнее контролировать все этапы логистического процесса.
Мы были пионерами цифровизации логистической отрасли и можем с удовольствием отметить, что в последние несколько лет спрос растет, и необходимость внедрения цифровых решений осознают все больше грузовладельцев и перевозчиков.
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний, и ведется ли разработка собственного ПО?
— Так как мы сами — разработчики ПО, уход иностранных поставщиков, таких как Oracle и SAP, сыграл в нашу пользу. Мы получили кратное увеличение спроса на наши продукты со стороны тех компаний, которые ранее полагались на зарубежные решения. Мы стараемся, чтобы наше ПО максимально соответствовало особенностям российского рынка и потребностям местных клиентов, и отмечаем востребованность наших решений.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?
— Да, мы активно занимаемся исследованием и внедрением новых технологий, в том числе на базе искусственного интеллекта. Особенно это касается сферы клиентской поддержки, где ИИ помогает более эффективно отвечать на запросы клиентов.
Что касается беспилотного транспорта, то мы с интересом следим за мировыми тенденциями и их развитием в России, но понимаем, что их полномасштабное внедрение — это процесс, требующий времени, технологических и регуляторных изменений.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?
— В ближайшие пару лет мы ожидаем умеренного роста отрасли из-за сложной экономической обстановки. Однако цифровая экспедиция, по нашим прогнозам, будет развиваться опережающими темпами.
Основное внимание мы будем уделять разработке новых продуктов и услуг, объединяя воедино логистические и цифровые сервисы. Также в наших планах активное развитие LTL-перевозок и усиление присутствия в сегменте электронной коммерции, включая курьерские доставки. Недавно мы запустили перевозки наливных грузов в танк-контейнерах, и уже видим положительную динамику и значительные перспективы.
Конечно, мы рассматриваем также возможность расширения географии услуг и укрепления нашей логистической инфраструктуры, чтобы быть готовыми к изменениям и удовлетворять потребности клиентов при помощи самых современных решений.