Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 февраля 2024
Илья Лазарев

Генеральный директор «Атлас Чейн» специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

Генеральный директор «Атлас Чейн» специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?

— 2022 год был полон событий. Нам пришлось быстро перестраиваться: мы искали новых партнеров, приспосабливались к изменениям и учились по-новому управлять финансовыми потоками. 

Было непросто, но финансовые цели были достигнуты за счет открытия новых направлений, продуктов и сервисов. Мы много экспериментировали: именно это помогло найти новые точки роста в сложившихся обстоятельствах и кратно увеличить масштабы бизнеса. Можно сказать, что это был период уникальных вызовов и возможностей.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?  

— В 2023 году динамика показателей более стабильная. Негативных факторов по-прежнему немало, но мы преодолеваем их влияние через балансировку доли различных продуктов в портфеле. Это помогает сгладить сезонность, а также справиться с операционными сложностями в регионах и на отдельных рынках (такими, например, как снижение цен на контейнерные перевозки).

Основными драйверами остаются новые клиенты и продукты. Мы работаем с крупнейшими грузоотправителями в стране, поэтому должны постоянно находить идеи и решения, чтобы удовлетворить их потребности.

— Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок?

— В 2022–2023 годах мы не прибегали к государственным мерам поддержки. Мы сделали ставку на внутреннюю оптимизацию, что позволило успешно адаптироваться к текущим экономическим условиям.

Усилия правительства по развитию транспортной сферы мы оцениваем как очень значимые. Особенно они заметны в сфере развития транспортной инфраструктуры и цифровизации. Мы убеждены, что подобные инициативы помогут значительно усилить эффективность и конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе. Они откроют новые возможности для всех участников рынка и будут способствовать повышению качества логистических услуг.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнения с 2021 годом? Если да, то как?

— За последние пару лет в сфере международных грузоперевозок произошли заметные изменения. Особенно это касается Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, где мы видим рост объемов и повышенную активность.

Сроки доставки стабилизируются, хотя в некоторых регионах и отдельных портах все еще есть задержки из-за операционных и экономических факторов. Что касается стоимости, то, в зависимости от сегмента, она изменилась по-разному. Например, в контейнерном бизнесе в 2022 году был кратный рост ставок, а в 2023 году ставки снижались еще большими темпами. В целом по рынку текущие цены отражают повышение операционных расходов и изменения в логистических цепочках.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— Да, мы видим увеличение объемов внутренних перевозок в некоторых сегментах. Основная причина  расширение клиентского портфеля, включая компании из таких динамично развивающихся отраслей, как автомобильная промышленность и нефтехимия. Эти отрасли требуют комплексных логистических решений, поэтому доверяют свои объемы компаниям с широким продуктовым портфелем и сильной экспертизой.

Также мы заметили усиление спроса в сегменте электронной коммерции, и, как следствие, рост объемов перевозок малотоннажным транспортом. Активно развиваем направление внутригородских доставок, которое становится все более важным из-за растущего спроса на быструю доставку в условиях городской инфраструктуры.

— Как Вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?

— В 2023 году спрос на логистические услуги варьируется в зависимости от сегмента. Тем не менее, мы видим общее снижение объемов, которое связано с макроэкономическими тенденциями и изменениями в покупательской способности.

Уход крупных международных компаний из России не столько уменьшил общие объемы грузоперевозок, сколько вызвал их перераспределение. Многие грузы все еще перемещаются, но теперь они распределяются и обрабатываются другими участниками рынка.

— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?

— Прежде всего, это позволило нам расширить клиентский портфель. Ранее сложные для освоения сегменты рынка и категории клиентов стали доступными, и это открыло новые возможности для роста. Кроме того, уход международных игроков привел к появлению на рынке высококвалифицированных кадров: мы усилили команду и привлекли целый ряд профессионалов. 

С другой стороны, иностранные логистические операторы всегда славились стандартами качества. Теперь, с их уходом, в конкурентной борьбе победят те российские операторы, которые смогут не только поддержать, но и повысить уровень этих стандартов.

— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?

— У нас нет собственного автопарка, так как мы специализируемся на цифровой экспедиции. Но мы тесно работаем с тысячами перевозчиков по всей стране и видим, как санкции и уход иностранных вендоров усложнили задачу обновления и поддержки их автопарков. Особенно заметен рост закупок автотехники из Китая и повышение стоимости обслуживания европейской техники.

В этой ситуации мы стараемся помогать партнерам и предлагаем им эффективные цифровые инструменты для управления операциями и контроля за использованием транспорта.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— Да, как и многие компании на рынке, мы столкнулись с нехваткой кадров, особенно в операционных отделах и среди ИТ-специалистов. Чтобы решить эту проблему, мы инвестируем в HR-бренда и работаем с площадками для трудоустройства, чтобы расширить охват и привлечь больше кандидатов. Кроме того, как мы уже упоминали, нам удалось воспользоваться уходом западных логистических компаний.

При этом самым эффективным подходом остается нетворкинг и рекомендации от экспертов рынка и наших коллег. Сотрудники, приходящие по рекомендации, зачастую быстрее адаптируются и показывают отличные результаты.

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

— Цифровизация для нас  не просто тренд, а реальная потребность и часть стратегии. Уже сейчас у нас работает система электронного документооборота, которая упрощает обмен данными. Мы также разрабатываем собственную систему управления транспортом, предлагая клиентам комплексное решение через платформу Software-as-a-Service. В ней присутствует модуль управления транспортными средствами и водителями, интеграция с электронными транспортными накладными, инцидент-менеджмент и отчетность, чтобы мы и наши клиенты могли эффективнее контролировать все этапы логистического процесса.

Мы были пионерами цифровизации логистической отрасли и можем с удовольствием отметить, что в последние несколько лет спрос растет, и необходимость внедрения цифровых решений осознают все больше грузовладельцев и перевозчиков.

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний, и ведется ли разработка собственного ПО?

 Так как мы сами — разработчики ПО, уход иностранных поставщиков, таких как Oracle и SAP, сыграл в нашу пользу. Мы получили кратное увеличение спроса на наши продукты со стороны тех компаний, которые ранее полагались на зарубежные решения. Мы стараемся, чтобы наше ПО максимально соответствовало особенностям российского рынка и потребностям местных клиентов, и отмечаем востребованность наших решений.

— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?

— Да, мы активно занимаемся исследованием и внедрением новых технологий, в том числе на базе искусственного интеллекта. Особенно это касается сферы клиентской поддержки, где ИИ помогает более эффективно отвечать на запросы клиентов.

Что касается беспилотного транспорта, то мы с интересом следим за мировыми тенденциями и их развитием в России, но понимаем, что их полномасштабное внедрение  это процесс, требующий времени, технологических и регуляторных изменений.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?

— В ближайшие пару лет мы ожидаем умеренного роста отрасли из-за сложной экономической обстановки. Однако цифровая экспедиция, по нашим прогнозам, будет развиваться опережающими темпами.

Основное внимание мы будем уделять разработке новых продуктов и услуг, объединяя воедино логистические и цифровые сервисы. Также в наших планах активное развитие LTL-перевозок и усиление присутствия в сегменте электронной коммерции, включая курьерские доставки. Недавно мы запустили перевозки наливных грузов в танк-контейнерах, и уже видим положительную динамику и значительные перспективы.

Конечно, мы рассматриваем также возможность расширения географии услуг и укрепления нашей логистической инфраструктуры, чтобы быть готовыми к изменениям и удовлетворять потребности клиентов при помощи самых современных решений.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июня 2024 Компания Гидмаркет Рынок 3PL-логистики в России продолжает расти В 2023 году объём рынка достиг максимального значения в 453,97 млрд рублей

Рынок 3PL-логистики в России демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на сложности, вызванные пандемией и геополитической ситуацией, объём рынка продолжает увеличиваться.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса темпы прироста объёма рынка замедлились до 6,4 С учётом изменения цен прирост составил всего 1,1 Однако уже в 2021 году рынок начал восстанавливаться, и темпы прироста увеличились.
В 2022 году рынок продолжил рост, увеличившись на 23,6 Это было связано с резким ростом цен. Но с учётом изменения цен объём рынка снизился к показателям 2021 года на 3,7 Это произошло из-за сложностей, вызванных кризисными явлениями и сложной геополитической ситуацией.
В 2023 году объём рынка 3PL-логистики восстановился и продолжил рост, достигнув максимального значения в 453,97 млрд рублей. Темп прироста объёма рынка составил 21,1 а с учётом изменения цен объём рынка увеличился на 4 к показателям 2022 года.
Эти данные говорят о том, что услуги 3PL-операторов остаются востребованными на российском рынке.

Показать еще