— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022?
— Для нас итоги 2022 года оказались более позитивными, чем ожидалось. В первую очередь благодаря тому, что мы смогли быстро перестроить многие маршруты и переориентировать их на новые направления. Наше преимущество — дифференциация услуг. Параллельно с перевозками из Европы мы и раньше активно развивали азиатское направление. Поэтому когда в 2022 году оно стало крайне востребованным, у нас уже были хорошие возможности: выстроенные маршруты и взаимоотношения с партнерами, подготовленная собственная инфраструктура.
— Как Вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— Спрос на наши сервисы по европейским направлениям слегка снизился. Тогда как азиатский сегмент показал существенный рост. В частности, китайское направление выросло на 256% (по отношению к 2021 году). Суммарно это помогло нам выйти на позитивный баланс.
Ключевой фактор — переориентация в сторону Азии и Ближнего Востока. В целом, наша инфраструктура оказалась готова к резкому повышению спроса, и мы уже обладали достаточными компетенциями в этом направлении.
Что касается частных случаев, то бывают факторы, которые невозможно полностью сгладить. Например, когда возникают так называемые узкие горлышки на границах государств и в портах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но мы пытаемся находить решения, меняем маршруты, переключаемся на автомобильные перевозки. Мы уже больше восьми лет возим автомобилями из Китая, и накопленный опыт нам сильно помогает.
Например, когда наш транспорт был запрещен ко въезду на территорию стран Евросоюза, мы вместе с другими игроками рынка организовали перегрузку автомобилей на территории Беларуси. Когда в хаотичном порядке закрывались пограничные переходы, мы оптимизировали маршруты с помощью транзита через другие страны.
— Изменилась ли работа Вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнения с 2021 годом? Если да, то как?
— Да, у нас была сильная позиция по европейскому направлению перевозок сборных грузов. И мы, конечно, ощутили ограничения. В частности, на въезд грузового транспорта в страны Евросоюза и в обратных направлениях (из стран ЕС в Россию). Импорт и экспорт существенно снизились, как и спрос на услуги в этом сегменте. Мы переориентировали свои автомобили на турецкое, китайское и внутрироссийское направления.
После роста цен в 2022 году, в 2023-ем наблюдается тенденция на снижение цен. Прогнозируем, что в 2024 году порядок снижения (наших цен, в частности) составит 10–15% за счет роста спроса, развития конкуренции и дальнейшей оптимизации маршрутов.
Что касается сроков доставки, у нас также отмечается позитивная динамика. Раньше автодоставка из Пекина в Москву могла составлять 24–30 дней, сейчас — 19–24 дня. Этому способствовало, в частности, открытие границ на ряде погранпереходов между Россией и Казахстаном.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— Да, безусловно, мы фиксируем заметный рост внутренних перевозок — на 30%. В первую очередь, благодаря импортозамещению: клиенты стали активно искать производимую на территории России продукцию как альтернативу той, которую ранее импортировали из стран Евросоюза. Второй фактор в нашем случае: рынок существенно обеляется благодаря работе налоговых органов. Все больше крупных компаний предпочитают работать с серьезными игроками, соблюдающими налоговое законодательство.
Наибольший спрос на автомобильные перевозки наблюдаем со стороны компаний из отраслей машиностроения и производства/поставок оборудования.
— Как Вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— Произошла переадресация импорта с европейского на азиатское направление. Если раньше оборудование, сырье и товары народного потребления покупали в Европе, то сегодня с удовлетворением спроса на них успешно справляется Китай. Многие наши клиенты продолжили работать с нами, поменяв приоритеты бизнеса.
В 2022 году компании были готовы переплачивать за возможность реализовать задачу в меняющихся условиях. В 2023 году ситуация начала меняться: сегодня клиенту важны как цена, так и высокий уровень качества.
О себе можем сказать, что в количественном выражении спрос на наши услуги в общем не снизился, а с точки зрения качества мы готовы предлагать клиентам все более комфортные условия сотрудничества. Ситуация, когда из-за непредвиденных барьеров приходилось искать на ходу новые пути, исправляется, и мы, пользуясь этим, оптимизируем сроки и стоимость услуг.
— Осуществляет ли ваша компания поставки товаров по схеме параллельного импорта? Какие маршруты являются наиболее популярными?
— Мы, как транспортно-логистическая компания, зачастую занимаемся доставкой товаров по параллельному импорту. В первую очередь мы выступаем как таможенный представитель и помогаем нашим клиентам в рамках российского законодательства.
— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?
— Если посмотреть на те компании, с которыми мы конкурировали в сегментах FTL, LTL, LCL, FCL, то они сменили названия и продолжают работать на российском рынке. Некоторые их клиенты перешли к нам.
— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— Стоит отметить, что в нашей деятельности автопарк — это лишь часть бизнеса компании. Большая часть связана с услугами по экспедированию. Поэтому острой нехватки техники мы не испытываем. На перспективу мы изучаем текущий рынок техники. Понимаем, что эффективно использовать европейские машины мы не сможем, поэтому присматриваемся к российским и китайским брендам.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов?
— Да, мы сталкиваемся с дефицитом квалифицированных кадров, прежде всего, линейного персонала (менеджеров по перевозкам, по продажам) и водителей.
Тренд на технологичные решения, в том числе на внедрение импортонезависимого ПО, у нас в компании задан давно. Отчасти это помогает решать проблему нехватки кадров, так как эти сервисы направлены на повышение эффективности работы действующих сотрудников, освобождение их от трудоемкой рутины, снижение количества ошибок и высвобождение ресурса для других важных задач. Но полностью заменить людей подобные решения не способны.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании?
— Автоматизация является для нас одним из приоритетов. У нас большое количество ПО, которое разделено по функциям, и каждое отвечает за свои процессы.
Мы используем современную TMS (систему управления транспортными перевозками), продолжаем ее дорабатывать под нужды компании. Недавно интегрировали ее с CRM-системой, что заметно повышает эффективность работы логистических подразделений.
Внедрили и успешно используем актуальную BI-систему (набор инструментов для бизнес-аналитики).
Используем ЭДО, 1C и «Битрикс» для управления бизнес-процессами.
Развиваем свое приложение для водителей, чтобы любая необходимая для работы информация всегда была у них под рукой.
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения?
— Мы практически не ощутили уход поставщиков иностранного ПО.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)?
— Мы пока наблюдаем за рынком и активных действий в этом направлении не предпринимаем.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?
— У нас амбициозные планы, связанные со странами Азии и Ближнего Востока. Мы видим там отличные перспективы для развития всех видов перевозки: автомобильной, железнодорожной, морской, авиационной, перевозки сборных грузов. Именно туда мы будем направлять свои усилия по развитию в 2024 году. Китай остается для нас приоритетным направлением.