По данным “Анализа рынка прохладительных напитков в России”, подготовленного BusinesStat в 2023г, за 2018-2022 гг их производство в стране выросло на 45%: с 6,5 до 9,5 млрд л.
До 2022 г на российском рынке прохладительных напитков доминировали две международные корпорации – Coca-Cola и PepsiCo. Большая часть рынка газированных и чайных напитков была поделена между ними, а остальные производители конкурировали между собой, стараясь забрать себе небольшой сегмент рынка, либо занимаясь смежными видами напитков – квасами, негазированными напитками и энергетиками, в которых позиции гигантов были не так сильны.
События 2022 г стали переломной точкой для рынка. Coca-Cola и PepsiCo столкнулись с выбором между полным уходом и избавлением от всех российских активов и формальным уходом в виде прекращения выпуска продукции под международными брендами и перестройки своих портфелей в пользу локальных марок. Компании выбрали второй вариант, но оказалось, что местные производители были не готовы сохранять статус-кво и воспользовались ситуацией. Естественной реакцией на уход с рынка классической тройки напитков Coca-Cola, Fanta, Sprite у Coca-Cola и Pepsi, Mirinda, 7Up у Pepsico стало мгновенное появление многочисленных аналогов. МПБК «Очаково» пошла по пути замещения всей тройки, выпустив аналоги по всем трем видам – Cool Cola, Fancy и Street. ГК «Черноголовка» также выпустила аналог колы – «Кола Черноголовка», но, в отличие от «Очаково», параллельно усиленно продвигала другие напитки из своего ассортимента с традиционными для советско-российского рынка вкусами. Другие российские производители также выпустили линейки аналогов колы и других популярных прохладительных напитков. В итоге к тому моменту, когда бывшие лидеры рынка вернули свою продукцию под местными брендами, оказалось, что значительная часть покупателей уже перешла к конкурентам.
Важным моментом для рынка прохладительных напитков стало введение с 1 июля 2023 г акциза на сладкие напитки в размере 7 рублей за литр. Целью введения акциза является увеличение доходов бюджета, однако игроки рынка уверены, что из-за снижения производства напитков поступления в бюджет, напротив, сократятся. Кроме того, производство сахаросодержащих напитков из-за акциза становится намного менее рентабельным, и производители объявляют о пересмотре планов. Также, по мнению участников отрасли, стоит ожидать активную экспансию производителей из стран-соседей, особенно производителей из ЕАЭС, на продукцию которых акциз распространятся не будет. Из Беларуси, Казахстана и других стран будут активно завозить как продукцию их собственного производства, так и напитки из третьих стран.