Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 8 октября 2023

Битумная черепица вытесняет металлическую

Гибкая черепица – один из самых перспективных сегментов на рынке кровельных материалов, но кризис переживает тяжело, как и все. Спасают цены и ассортимент

В 2021 году российское производство гибкой черепицы превышало 30 млн кв. м, но в 2022 году вынуждено было серьезно снизиться. Согласно исследованию агентства ABARUS Market Research, объем рынка за год упал на 9,9%, в 2022 году он составил примерно 23 млн кв. метров, это значит, что гибкая черепица занимает почти 10% от всех материалов для скатных крыш. В 2023 году производство продолжает снижаться.

Экспорт по-прежнему – важное направление деятельности. До недавнего времени за рубеж отправлялось 31-33% всей черепицы, произведенной в стране, в 2022 году эта доля упала до 16%. Таким образом, в 2022 году экспорт по сравнению с 2021 г. упал более чем в два раза. Да, теперь некоторые рынки оказались закрыты, но постепенно развиваются новые направления. Наиболее энергичную экспортную деятельность ведут производители «ТехноНИКОЛЬ» (Shinglas), «Дёке Экстружн» (Docke Pie), «Тегола Руфинг Продактс» (Tegola) и МПК «КРЗ» (Roofshield). Марка Ruflex в последнее время снизила активность.

Экспортируется гибкая черепица из России в основном в страны ближнего зарубежья: Украину, Беларусь, Казахстан, Молдову, Азербайджан, Киргизию, страны Прибалтики и некоторые другие государства. Основным рынком сбыта российской гибкой черепицы долгое время являлась Украина – от 60% до 80% всего экспорта до 2022 года отправлялось именно туда. Доля Казахстана составляла 10-12%. Беларусь стала активным потребителем российской гибкой черепицы в последние три года. Европейские страны тоже с большой охотой закупали отечественный продукт, но теперь это направление под запретом.

Кажется, что игроков среди производителей гибкой черепицы немного – всего пять (для сравнения, на рынке металлочерепицы – более 200), но для данного сегмента этого более, чем достаточно. Более 60% отечественного производства приходится на продукцию «ТехноНИКОЛЬ». Раньше игроков было по меньшей мере 8-9, включая зарубежных. Но из-за санкций совсем «схлопнулся» импорт – с 2,5 млн кв. метров сразу до 0,5 млн. Даже самая известная марка – Katepal – практически покинула российский рынок. А вместе с ней Icopal, Certainteed, Pikipoika (Kerabit), IKO, Malarkey и другие.

Исчезновение импорта не сделало рыночный ассортимент бедным. Отечественные производители предлагают разные по качеству коллекции – от простых однослойных со сланцевым гранулятом до упрочненных многослойных на основе из стекловолокна. Самыми популярными цветами битумной черепицы являются оттенки коричневого и серого. Черепица в красных, зеленых и желтых тонах пользуется умеренной популярностью, насыщенный черный встречается редко, а синий и голубой – и вовсе экзотика для битумных крыш. Что касается формы гонта, то самый востребованный – шестигранник, напоминающий пчелиные соты. Также популярны тетрис (асимметричные прямоугольники) и ламинат (мелкие и крупные трапеции). Прямоугольная черепица и кирпичная кладка (брикс) пользуются сдержанным спросом, а реже всего встречаются закругленные варианты – лепестки, чешуйки и «бобровый хвост».

Немаловажную роль играет ценовая политика, особенно на фоне резкого роста цен на большинство строительных материалов. Именно благодаря большому разнообразию, средние цены на гибкую черепицу растут более умеренно, чем на некоторые другие кровельные материалы. За последний год (2023 г. по сравнению с 2022 г.) битумная черепица подорожала на 4-5%, в то время как металлочерепица выросла в цене на 15-20%, а профнастил – на 6-7%. Теперь некоторые коллекции отечественных марок дешевле металлочерепицы и профнастила, и это дает серьезные преимущества.

ABARUS Market Research Российский рынок кровельных материалов 2023: преодоление кризиса 94 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 мая 2024 Компания Гидмаркет Центральный ФО лидирует на рынке клининговых услуг, занимая чуть менее половины его объема Доля Центрального ФО превысила 47% в 2023 году

По данным исследования ГидМаркет в структуре выручки от оказания клининговых услуг по регионам наибольшая доля на протяжении периода с 2019 г. по 2023 г. остается за Центральным федеральным округом, в 2023 г. она составляет 47,6%, поскольку в данном федеральном округе высокая концентрация предприятий и организаций различного уровня, высокий спрос на услуги клининга, а также зарегистрированы крупнейшие операторы отрасли, имеющие зачастую производственные мощности в других федеральных округах. На втором месте Северо-Западный федеральный округ, в 2023 г. его доля составляет 18,9%. Далее следует Сибирский федеральный округ, его доля составляет 10,7%. Приволжский федеральный округ имеет в 2023 г. долю 8,4%, в течение исследуемого периода она снижается. Доля Уральского федерального округа довольно стабильна в течение всего исследуемого периода и составляет 5,7%, в Южном федеральном округе доля клининговых услуг увеличивается до 5,7% в 2023 г. Минимальные доли у Дальневосточного федерального округа: 2,7% в 2023 г., и у Северо-Кавказского федерального округа – 0,5%.

Показать еще