Популярность большинства причин таких покупок в 2022 году снизилась, а одним из двух стимулов, показавшим рост за последний год, стали более низкие, чем в офлайн-рознице, цены. Так, в 2022 году 36% онлайн-покупателей ответили, что заказывают продукты онлайн по причине экономии, это на 4,3 процентных пункта больше, чем годом ранее. Причины усиления финансового стимула очевидны – в первую очередь это рост инфляции и снижение доходов населения. Игроки рынка также отмечают, что за последний год роль стоимости товаров для клиентов выросла. «Сейчас мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление, обусловленный влиянием инфляции и давлением на доходы покупателей. Он продолжится и в следующем году. При этом мы не фиксируем снижение среднего чека, скорее клиенты ищут выгодные на рынке предложения, сравнивают и пробуют новинки для того, чтобы получить для себя наилучший эффект», – рассказал директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев в интервью для «РБК Исследований рынков».
Действительно, ввиду молодости сегмента e-grocery в России, онлайн-ретейлеры активно предлагают скидки и промокоды для привлечения новых покупателей и удержания старых. Исполнительный директор «Selgros Cash & Carry Россия» Олег Митрохин рассказал в интервью «РБК Исследованиям рынков», что скидки являются основным маркетинговым инструментом в сегменте: «Клиенты, приобретающие продукты с доставкой более всего ориентированы на предложения скидок на сумму заказа либо бесплатную доставку – собственно, доведение подобных акций до клиентов и является основным маркетинговым инструментом». Такая политика ретейлеров позволяет россиянам экономить на закупках повседневных товаров, что стало особенно важно на фоне нового кризиса.
Интересен также тот факт, что экономический стимул наиболее важен для жителей региональных городов-миллионников, где данный пункт отметили более 40% респондентов. Это связано с тем, что процесс выхода онлайн-ретейлеров в региональные миллионники еще продолжается, а скидки являются одним из основных инструментов в борьбе за покупателя. По этой причине города-миллионники могут быть насыщены промо-предложениями от разных ретейлеров, а покупатели пробуют разные сервисы, стараясь получить максимальную выгоду. Тот же эффект наблюдается и в Подмосковье, на которое в последние годы распространили свою доставку многие ретейлеры, привлекая покупателей скидками. В свою очередь в Москве, где игроки сегмента e-grocery работают довольно давно, экономические стимулы для покупателей не так важны, как уровень сервиса. Так, только 28,5% москвичей отметили, что приобретают продукты онлайн из-за более низких цен.