Прирост доли онлайн-канала в общем объеме продаж в 2022 году оказался сопоставим с тем, который наблюдался в период пандемии коронавируса. Так, если в 2019 году на онлайн-приходилось 32,2% продаж, то в 2020 году этот показатель вырос до 42,3%.
Ускорение миграции покупателей в онлайн обусловлено не только изменением потребительского поведения за годы пандемии, но и частичной деградацией традиционной розницы вследствие ухода с российского рынка международных брендов. Ассортимент товаров и услуг, которые доступны посетителям торговых центров в 2022 году существенно сократился: в торговых галереях до сих пор остаются закрытыми магазины иностранных ретейлеров, а репертуар кинотеатров обеднел после ухода популярных студий. Как следствие, трафик в торговых центрах России в 2022 году существенно снизился даже по сравнению с «пандемийным» 2021 годом. Так, по данным Focus Technologies, с января по ноябрь 2022 года Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 площадей) в крупнейших торгцентрах (более 80 тыс. м2) в Москве и Подмосковье снизился на 25% год к году и на 39% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Миграция покупателей в онлайн-канал уже отразилась на стратегиях игроков, многие из которых в 2022 году поставили на паузу открытие новых магазинов и решили сделать ставку на онлайн-продажи. В интервью для «РБК Исследований рынков» коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов выразил мнение, что данный тренд продолжится и последующие годы: «Хотя сейчас сложно что-либо прогнозировать, скорее всего, традиционная розница еще долго будет вынуждена мириться с неопределенностью и недостатком товаров. Планов вернуться у брендов, ушедших с рынка, в ближайший год нет. Поэтому будет не просто. Рынок электронной торговли в данной ситуации находится в более привилегированном положении, так как доля дистанционных продаж растет, а затраты на закупку товара ниже, чем в рознице. Это дает возможность предоставлять клиентам более интересные цены или условия покупки. А вот традиционная розница будет сильно меняться. В ближайшие 2 года мы увидим большое количество закрытий off-line точек, возможно, даже прекращение деятельности части региональной розницы. Но общий спрос постепенно восстановится как раз за счет интернет-продаж».