По данным «Анализа рынка тоников в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их продажи в стране снизились на 6%: с 71 до 66 млн л. Причиной падения продаж стал рост цен, а также снижение производства и импорта безалкогольных напитков.
Интерес к тоникам в России постепенно растет. Напиток является специфичным и довольно узкоспециализированным, основная сфера применения тоников – в алкогольных коктейлях или для разбавления крепких спиртных напитков. С ростом доходов населения растет и спрос на тоники вместе со спросом на более дорогой и качественный алкоголь, с которым сочетается тоник. Напротив, в кризисные годы люди ищут способ заместить дорогие позиции в своей продуктовой корзине более дешевыми, убирая как премиум-алкоголь, так и тоник, подходящий к нему.
Важным фактором для рынка является введение с 1 июля 2023 г акциза на сладкие напитки. Под него попадают все напитки с добавлением сахара или подсластителей в объеме более 5 граммов на 100 миллилитров. Тоники, несмотря на свой горько-кислый вкус, сахар содержат. Например, в популярных тониках Evervess и Rich (бывший Schweppes) на 100 мл содержится 9 г сахара.
К акцизу на сладкие напитки можно добавить и сокращение ассортимента либо сложности с его пополнением. Ухудшение отношений с рядом западных стран привели к тому, что торговля между ними и Россией значительно сократилась. При этом Италия является поставщиком одного из самых популярных тоников высокого качества – San Pellegrino, а из Англии поставляются тоники Bickford's, Fentimans, Fever-Tree, Franklin & Sons и ряд других известных марок. На данный момент большинство отечественных оптовых покупателей находится в поиске замен импортным маркам и ищет их как на внутреннем рынке, так и за рубежом, изучая новых поставщиков.