По данным "Анализа рынка молочной продукции в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее продажи в стране снизились на 0,3% и составили 11,97 млн т. В условиях упавших доходов россиян сократился внутренний спрос на ряд дорогостоящих видов молочных продуктов: творог, мороженое, йогурты. Эти продукты были частично замещены в рационе потребителей питьевым молоком, продажи которого возросли в 2022 г на 3,1%, однако полного замещения выпавшего объема продаж не произошло.
Снижению продаж в 2022 г способствовал и рост цен на молочную продукцию, который был максимальным за пятилетие и составил 21,5% к 2021 г. Из факторов удорожания особо следует выделить дефицит и стремительный рост цен на упаковку. В 2022 г в западные страны ограничили поставки в Россию красок, растворителей и иной полиграфической продукции. Это создало значительные проблемы для выпуска основных типов упаковки. Кроме того, норвежская компания Elopak, специализирующаяся на производстве упаковки для скоропортящейся продукции, ушла с российского рынка. Ушел и транснациональный производитель упаковки Tetra Pak. Ситуацию несколько сгладило решение обеих упомянутых компаний о передаче своих российских подразделений местному менеджменту.
На увеличение цен молочной продукции в 2022 г повлиял также рост затрат на маркировку. Обязательная маркировка молочной продукции начала действовать с 01 сентября 2022 г. С этой даты розница, торгующая молочными продуктами, должна при продаже сканировать коды на кассе для передачи сведений в систему «Честный знак». Данная мера была введена с целью повышения прозрачности рынка, качества и безопасности продукции. Однако установка маркировочного оборудования сопряжена с серьезными затратами, что способствовало росту цены готовой продукции.