В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.
Однако в 2021 году удалось переломить негативную тенденцию. Драйверами роста продаж стали несколько факторов, первый из которых – долгожданный рост реальных доходов населения. Во втором и третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичными периодами прошлого года прирост реальных доходов составлял порядка 8%, а по итогам года по предварительным данным Росстата – 3,4%. Немаловажную роль сыграл накопившийся отложенный спрос. Так, рынок, по словам некоторых экспертов, «достиг своего дна» в 2016 году и оставался на данном уровне на протяжении 5 лет. Пандемия коронавируса и вовсе привела к падению и без того стагнирующий российский рынок обуви. В связи с этим у россиян успел накопиться нереализованный спрос на обувь, что и сказалось на активизации покупок в 2021 году. Кроме того, положительную роль сыграло снятие всех серьезных антиковидных ограничений и постепенный возврат россиян к привычному образу жизни. Определенное влияние на объем рынка оказала и обязательная маркировка обуви, которая вступила в силу 1 июля 2020 года и позволила вывести из «серой» зоны ряд недобросовестных предпринимателей и их продажи.
Еще одним драйвером роста рынка продолжает оставаться развитие сегмента интернет-торговли. Напомним, что колоссальный рост интереса к онлайн-магазинам и приток покупателей пришелся на начало пандемии, а именно на период самоизоляции населения и перехода сотрудников многих предприятий на удаленную работу. Впоследствии многие россияне остались клиентами онлайн-магазинов и продолжают расширять ассортимент товаров, заказываемых через интернет. Способствует этому тренду удобство данного канала продаж, а также бурное развитие и расширение ассортимента и географии присутствия маркетплейсов, ведущий из которых – Wildberries – по итогам 2021 года увеличил оборот на колоссальные 93%, до ₽844 млрд. Наибольший объем продаж пришелся традиционно на категорию одежды, обуви и аксессуаров – ₽336,5 млрд. Прирост сегмента составил 55%. Оборот маркетплейса Ozon за прошедший год и вовсе вырос на 127% – до ₽448,3 млрд. Выручка от продажи товаров без учета услуг «Aliexpress Россия» за 2021 год выросла на 46% до ₽306 млрд. Продолжают наращивать интернет-продажи и «традиционные» ретейлеры, представленные как в физической рознице, так и в онлайн-пространстве. Например, общий объем онлайн-продаж компании «Детский мир» в России в прошлом году вырос на 39,1% до ₽54,0 млрд. Доля интернет-торговли в обороте ретейлера в России достигла 30,8%. По итогам IV квартала 2021 года доля маркетплейса в объеме онлайн-продаж ГК «Детский мир» составила 8,3%.
Активизация спроса в 2021 году позволила ретейлерам серьезно не повышать цены даже на фоне затруднений с логистикой и ростом стоимости импорта. Согласно данным Росстата, в 2021 году цены на обувь в среднем выросли на 2,7%. Прирост цен в сегменте мужской обуви составил +3,4%, женской обуви – +1,4%. Обувь для детей подорожала в среднем на 3,9%. Согласно оценкам «РБК Исследования рынков» средние затраты россиян на 1 пару обуви выросли на 1,8%, что вполне объяснимо: сегмент женской обуви занимает наибольшую долю в объеме рынка в силу особенностей потребительского поведения женщин, которые в целом чаще покупают обувь и, как правило, имеют более широкий и разнообразный гардероб.
Вместе с тем, тренд на быстрое восстановление продаж обуви определенно прервется уже по итогам 2022 года. В связи с проведением специальной военной операцией на Украине на Россию со стороны западных стран были наложены санкции, в связи с чем курс доллара пробил потолок в 100 рублей и достиг пикового значения в 143 рубля за доллар. Далее благодаря политике ЦБ рубль укрепился, однако остается слабее значений января-февраля (до начала военной операции) 2022 года. Санкции и девальвация национальной валюты привели к скачку цен практически на все товары и услуги. По данным Росстата, в марте 2022 года цены в России выросли на 7,6% по сравнению с февралем. К марту предыдущего года инфляция составила 16,7% (максимум с марта 2015 года). Цены стремительно росли в первую половину месяца на фоне девальвации рубля и опасений россиян относительно обесценивания своих сбережений и, как результат, «разгона» потребления всевозможных товаров в том числе длительного пользования, а также в силу спекуляций и распространяемых слухов относительно будущего дефицита базовых товаров. Кратковременно вырос спрос и на обувь, что, однако, было обусловлено не столько желанием совершать необходимые покупки предметов гардероба до обесценивания денег и дальнейшего роста цен, сколько объявленной приостановкой деятельности в России ряда международных игроков.
Во второй половине марта рост цен замедлился. Тем не менее, очевидно снижение покупательской способности россиян. Специалисты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ прогнозируют падение реальных доходов россиян на 12% по итогам 2022 года. Уровень безработицы по их оценкам увеличится до 6,2%, тогда как в 2021 году он составлял 4,8%. Данный прогноз является скорее оптимистичным, на деле ситуация может оказаться хуже. Таким образом, ухудшение благосостояния населения приведет к сжатию спроса на многие товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости, что скажется на объемах продаж обуви. Таким образом, в 2022 году тренд на рост рынка обуви прервется.