Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 22 декабря 2022
Михаил Гончаров

Мы вышли на обороты 2019 года и превзошли их

Основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» специально для исследования рынка общественного питания 2022

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

― В 2021 году, в частности, в январе и феврале, бизнес столкнулся с серьезными ковидными ограничениями. Также мы закрывались на локдаун в июне, июле, октябре и ноябре. То есть, по сути, 6 из 12 месяцев прошли с потерями оборота. Но, тем не менее, мы довольны работой в 2021 году. С помощью субсидий и льготных государственных кредитов под 3% мы смогли не только удержать все рестораны, но и открыть несколько новых. После снятия ограничений мы каждый раз выходили на хорошие обороты ― и это главный итог.

За все 24 года у нас никогда не было планов и намеченных финансовых показателей, поэтому их и не нужно было достигать. Вместе с тем следовало работать с полной отдачей сил, что мы и делали, а результат уже зависел от успешности наших решений и состояния внешней среды. В 2021 году как никогда была верна поговорка «хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?

― Если говорить именно о сегменте быстрого питания, то, на мой взгляд, в нем не изменилось ничего. Он минимальным образом завязан на поставки иностранных продуктов. Поставки оборудования сохраняются, но мы, тем не менее, начали искать возможности для замены критического оборудования на российское и даже разрабатываем собственную блинницу. Системы кондиционирования и вентиляции мы используем от премиальных китайских марок, которые уже давно обошли по качеству и надежности знаменитые японские. Колебания спроса в продажах также были минимальными. Последние 4 года мы реализуем мощную программу обновления бренда, перестраиваем старые рестораны и открываем новые в усовершенствованном формате ― уютного ресторана с премиальным для нашего сегмента интерьером и настоящей посудой. Наша трансформация была с благосклонностью принята потребителем. Мы не потеряли старых клиентов, так как не изменили цены и меню, но приобрели много новых, которым не хватало настоящей посуды и интерьера. После реконструкции оборот ресторанов вырос до 50% в первые же два месяца работы. Также число участников нашей программы лояльности приблизилось к миллиону. Мы активно продвигаем систему онлайн заказов на выбранное время: это очень удобный инструмент, который позволяет на собственном смартфоне сделать заказ, не подходя к кассе, или совершить его заранее, выходя из дома по дороге к «Теремку».

― Как вы оцениваете финансовые результаты компании в этом году?

― Мы вышли на обороты 2019 года и превзошли их. Это главный наш итог в постковидное время. Очень важно, что в отличие от прошлого года наши повара могут теперь дышать полной грудью: работа в масках была для них тяжелым испытанием.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― В апреле 2022 года мы получили субсидии от Правительства Москвы на покрытие коммунальных расходов за осень 2021 года, когда действовал локдаун. Ждем субсидий и от Правительства Петербурга за ограничение работы фудкортов. Также от Правительства Москвы мы получили ₽5 млн: по ₽2,5 млн на новые рестораны. Кроме того, нам была предоставлена отсрочка на 6 месяцев по льготному кредиту под 3% годовых по программе ФОТ 3.0. Как федеральное и системообразующее предприятие отрасли, мы готовимся также получить кредиты по специальной ставке 11% годовых. В целом, для нашей отрасли меры приняты серьезные и адекватные. Важно отметить, что субсидии и гранты не нужно выигрывать, как иногда пишут СМИ.

Получение всех этих выплат и компенсаций происходит при выполнении достаточно понятных и логичных критериев ― отнесение к отрасли общепита по ОКВЭД и другим.

В 2021 году я возглавил комитет по сетевому бизнесу во ФРиО и комитет ресторанного бизнеса «Деловой России», вошел в координационные советы этих организаций. В начале февраля 2022 года я задал вопрос Президенту России о проблеме с налоговым режимом для сетевых предприятий и соответствующее поручение было дано Правительству. Сейчас этот вопрос находится на стадии рассмотрения в Правительстве России. Суть предложения состоит в отмене НДС для сетевых компаний с оборотом свыше ₽2 млрд в год и корректировке ЕСН с 30 до 15%. Существующий налоговый режим делает практически невозможным рост и даже само существование сетевых компаний при переходе оборота через отметку ₽2 млрд в год.

Следующей темой, стоящей на повестке, будет кредитование сетевого российского бизнеса и инвестиции в отрасль. Мы поставим вопрос о создании условий для возникновения новых и роста существующих национальных чемпионов в общественном питании.

― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Какую ценовую политику планируете применять до конца 2022 года?

― Мы подняли цены на 10–20% в зависимости от роста цен на конкретный ингредиент, и это было с пониманием воспринято покупателями, ведь каждый знает, как подорожали продукты в магазинах. Мы уже много лет придерживаемся достаточно простой ценовой политики ― в цены закладываются только те издержки, которые невозможно компенсировать ростом оборотов. Поэтому цены будут повышаться всегда. В игры с удержанием или снижением цен я не верю. Мы провели достаточно много длительных локальных экспериментов по снижению цен вплоть до 40%. Кроме как к убыткам, это ни к чему не приводило.

― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?

― Перебоев в поставках у нас не было. Более того, осенью 2021 года мы впервые за десятилетия работы перешли на отечественную семгу. И руководствовались мы не ценой: это был переход на невероятно качественный продукт от «Русской аквакультуры». По моему мнению, у них получилось сделать семгу даже лучше, чем в Норвегии и Южной Америке. В марте 2022 года мы провели достаточно много встреч по корректировке цен, размещали тендеры. Но, тем не менее, в целом за период с февраля по апрель общий рост цен составил около 15%. При этом, с середины апреля до середины мая роста цен уже не было вообще. Как обычно, в этом году мы запустим не менее десяти новинок из ингредиентов от местных производителей. При этом в основное меню попадут только те из них, которые отлично зарекомендуют себя в первые месяцы продаж. 

― Заметили ли вы перемены в поведении гостей? Как изменились основные показатели по сравнению с 2021 годом?

― Мы не заметили никаких изменений. Доля продаж блюд, динамика посещаемости и выручка существенно не изменились. В сети «Теремок» работает 320 ресторанов, из них около 180 в торговых центрах. Падение трафика и продаж за февраль, март, апрель и май мы заметили всего в трех торговых центрах из 180. В целом, на рынке продолжают править бал три глобальных тренда: а) переход массового потребителя от питания дома к питанию готовой едой в ресторане или по доставке б) демократизация ресторанов, снижение среднего чека и в) развитие концепций современной российской кухни, объединяющей русскую, европейские и азиатские кухни. Эти тренды и будут определять состояние рынка в ближайшие годы.

― Как вы считаете, продолжится ли рост сегмента доставки, и как вы планируете развивать данное направление в компании?

― Мы активно развиваем доставку, а теперь у нас можно заказать и уникальный для мирового рынка продукт ― «Мегаблины». Вес «Мегаблинов» составляет от 500 до 700 граммов, в таких блинах тройная начинка и два блина, сложенных и нарезанных особым образом. Мы работаем со всеми агрегаторами, но в ближайшее время запустим и собственную доставку.

― Есть ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?

― Мы ищем стратегических партнеров по развитию в городах-миллионерах, но пока работа по франшизе не запущена. Наш опыт работы в Краснодаре можно тиражировать по всей стране.

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?

― Временное закрытие McDonald’s не оказало никакого влияния ни на нас, ни на рынок быстрого питания. Глобальные изменения на рынке всегда происходят годами. Даже в худшем случае почти 3 тыс. ресторанов американских сетей останутся на рынке, и их владельцы приложат все усилия к тому, чтобы бизнес существовал и приносил прибыль вне зависимости от того, обладают они правом использовать торговую марку или нет. Работать они умеют, менеджмент уже давно российский, так что хорошие перспективы даже под новым брендом у них есть. Хорошо уже и то, что они, возможно, не будут платить роялти. Физически 3 тыс. ресторанов остаются на рынке, и поэтому вопрос удовлетворения высвободившегося спроса не совсем корректен. Ни один из 3 тыс. ресторанов не собирается закрываться, поэтому и замещать спрос не нужно.

― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?

― Коммуникацию с потребителем мы не меняли, так как в этом не было никакой необходимости. Основной инструмент маркетинга для нас ― это наш продукт, наше обслуживание и наши рестораны (их вид, состояние и местоположение). Над этим мы работаем ежедневно. Следующий важный канал для нас ― это программа лояльности. В ней участвует уже почти миллион человек. Также мы используем и все доступные социальные сети.

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании во второй половине 2022–2023 году? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?

― Мы продолжим перестраивать старые рестораны, открывать новые, развивать программу лояльности и доставку. Повторю, что последние годы мы реализуем программу обновления бренда и открываемся в новом формате. Новый «Теремок» принят потребителем. Мы не изменили цены и меню, и поэтому не только не потеряли старых клиентов, но и приобрели новых. Это те, кому не хватало настоящей посуды и интерьера. После реконструкции рост оборота ресторанов составил до 50% в первые же два месяца работы. Надеюсь, что в этом году мы откроем 15–20 больших ресторанов в Москве и Санкт-Петербурге.

Что касается развития вне столиц, то мы работаем над проектом выхода в города-миллионеры.

― Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?

― Думаю, что на сегодня наиболее правильная стратегия поведения ― это реализация своих идей, продвижение собственной повестки дня. Всегда будут концепции и идеи, которые заинтересуют потребителя: надо лишь их найти и воплотить. Учитывая глобальный тренд на питание вне дома, отрасль будет активно развиваться, даже при снижении доходов населения. Поэтому важно создать адекватный ситуации продукт, который будет популярен. Над этим и нужно работать.

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще