По данным «Анализа рынка макаронных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг их импорт в страну вырос почти в полтора раза: с 65 до 97 тыс т. Основной прирост пришелся на 2018 г (+33,7% к уровню 2021 г) и был связан с проведением в России ЧМ-2018 по футболу. Ожидание большого количества иностранных болельщиков подстегнуло как ритейлеров, так и представителей общепита к закупке привычных для гостей страны продуктов, в том числе и макаронных изделий (пасты премиум-сегмента и других). В последующие годы темпы прироста импорта снизились и в 2019-2021 гг составляли 2,8-4,2%.
В 2022 г импорт макаронных изделий в Россию снизится до 30%. Итальянские бренды макарон востребованы в России, однако из-за политического кризиса товарообмен между Россией и западными странами затруднен. Отключение российских банков от SWIFT приводит к тому, что отечественные дистрибьюторы не могут оплатить поставки напрямую, а задействование посредников увеличивает и без того высокую стоимость макаронных изделий. Кроме того, крупные итальянские бренды, такие как Barilla и De Cecco, имеют в России собственные производства и могут вместо ввоза готовой продукции заместить часть ассортимента изготовлением нужных видов российских предприятиях.
Стоит учитывать и общее снижение спроса на продукцию премиум-сегмента, которая в условиях кризиса будет доступна меньшему количеству россиян. При этом проблемы с поставками европейской продукции открывают рынок для новых игроков и дают больше возможностей старым. Например, Казахстан уже нарастил объемы поставок в Россию, местные производители видят в текущей ситуации возможность загрузить производственные мощности и нарастить экспорт макаронных изделий в Россию. О планах выйти на российский рынок спагетти и других макаронных изделий уже заявили индийские бренды Vermisheli и Everest.