― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― Прошлый год для «Много лосося» был очень плодотворным и богатым на события. Мы вошли в состав Х5 Group, увеличили сеть «темных кухонь» (ресторанов, ориентированных на доставку блюд) в два раза, до 50 точек, вышли в Санкт-Петербург, открыли более 70 корнеров для готовки суши и пиццы из-под ножа в «Перекрестках». За прошлый год наша выручка без НДС и продаж франчайзи составила порядка ₽1 млрд.
― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?
― Основными вызовами стали нарушение цепочек поставок и рост закупочных цен на отдельные ингредиенты. Для компенсации этого эффекта мы вводили в меню новые блюда с другими ингредиентами, по ряду позиций изучали и вводили альтернативные варианты, часть блюд временно вывели из меню. Интересно отметить, что компании в таких условиях стали больше общаться между собой и пытаться кооперироваться для снижения своих затрат. Вторым важным моментом стала потеря базовых инструментов маркетинга. Это замедляет рост, и сейчас в выигрыше те, кто уже обладает высокой узнаваемостью, а также те, кто имеет старые добрые вывески, которых, к сожалению, нет у «темных кухонь». Однако важно отметить, что спрос жив, люди продолжают заказывать еду на доставку. За прошедшие годы большая аудитория пристрастилась к комфорту и удовольствию от получения готовой еды после нажатия пары кнопок в приложении.
― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?
― Я думаю, рост в сегменте доставки еды продолжится, хоть и несколько медленнее, чем в предыдущие периоды. При этом разные сегменты будут чувствовать себя по-разному, тут важно не оказываться посередине: либо делать качественный массовый продукт, либо развивать достаточно премиальный сегмент.
― Как вы оцениваете результаты компании в первом квартале 2022 года, а также отдельно в марте―апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
― Было непросто, однако мы продолжаем расти. Наши продажи были выше прошлогодних показателей. Во многом этот рост обеспечен инвестициями 2021 года. Расходы на маркетинг принесли новую волну лояльных клиентов. Кроме того, мы не стояли на месте и продолжали строить корнеры в «Перекрестках» в Москве и других городах. Сейчас их уже более 125.
― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Планируете ли вы повышать стоимость услуг?
― Фудкост (отношение себестоимости ингредиентов к выручке с продаж) существенно вырос на фоне введенных ограничений на импорт. Сейчас мы пытаемся проработать альтернативные цепочки поставок для самых дорогих позиций. С точки зрения цен на блюда, мы стараемся удержаться в рамках плановой индексации. В целом, конечно, повышение цен ― это последняя мера для спасения маржинальности бизнеса.
― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?
― Мы расширяем пул поставщиков и прорабатываем матрицу альтернатив для всех ключевых ингредиентов. Российские производители всегда приветствуются, однако в данном случае часто встает вопрос цены: качественные отечественные продукты зачастую стоят недешево. При этом мы считаем важным пользоваться сезонными продуктами, которые в моменте стоят недорого и обладают хорошими вкусовыми качествами. Этим летом мы планируем релиз как раз такого меню.
― Заметили ли вы изменения в поведении гостей? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?
― Мы заметили, что пики спроса в пятницу и субботу стали более выраженными. Кроме того, несколько вырос средний чек. Вероятно, есть небольшой сдвиг обратно от потребления наших блюд в качестве регулярной еды в сторону возможности побаловать себя вечером под конец рабочей недели.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?
― Фактически, на данный момент самые известные рестораны быстрого обслуживания продолжают свою работу, поэтому, наверное, больших изменений пока нет. Но, в целом, общепит ― это отрасль, где даже у очень крупных игроков все равно относительно маленькие доли. Я бы не преувеличивал значимость кого-либо в отдельности. Уверен, отечественные игроки смогут сделать очень достойные продукты на замену ушедшим.
― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?
― Подходы к маркетингу пришлось менять. Важным каналом стали CPA-блогеры (получающие оплату за определенные действия своих подписчиков). Мы активно осваиваем Telegram, а также VK и другие отечественные площадки, стали делать больше коллабораций с другими брендами. Активно пользуемся ресурсами Х5.
― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 годах? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?
― Мы продолжим активно развивать направление корнеров в «Перекрестках» в разных городах присутствия торговой сети. В рамках этого формата мы предлагаем людям на месте приобрести свежеприготовленную еду (суши, пиццу, шаурму, воки и другие позиции) или заказать ее доставку через приложение, совместив в одном заказе продукты и готовые блюда. Этот формат хорошо растет, и здесь есть, куда развиваться как в части открытия новых точек, так и в части расширения предложения в рамках уже открытых локаций. По «темным кухням» мы планируем занять лидирующие позиции в Москве, расширив сеть для оптимального покрытия районов столицы. Хотим вывести это направление на устойчивую положительную динамику.
― Как вы оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1–2 года?
― Хотя сейчас сложно строить прогнозы, я верю в то, что у рынка доставки все еще очень хорошие перспективы. Но, учитывая, что это рынок удовольствия и комфорта, у него есть очевидная связь с общим благосостоянием населения. В этом плане мне нравится диверсификация направлений нашего развития: корнеры позволяют работать с устойчивой аудиторией «Перекрестка», а «темные кухни» «Много лосося» ориентированы на достаточно обеспеченных клиентов.