По данным "Анализ рынка бытовой электроники в России", подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг ее продажи в стране выросли на 6,5%: с 68,4 до 72,8 млн шт. Снижение продаж наблюдалось только в 2020 г (-4,7%), когда на фоне сокращения реальных располагаемых доходов из-за пандемии часть россиян в целях экономии отложила обновление техники.
Российский рынок бытовой электроники сильно зависим от импорта, на долю которого в 2017-2021 гг приходилось более 93% от суммарных продаж. По всем категориям, кроме телевизоров, поставки из-за рубежа превышают объемы внутреннего выпуска. Отечественные производители пока не могут конкурировать с зарубежной продукцией по цене, качеству и ассортименту. Имеющихся производственных мощностей также недостаточно для покрытия потребностей всего рынка.
В 2022 г запрет на ввоз электронной техники из ЕС, Швейцарии, Австралии, США и Японии коснулся главным образом продукции двойного назначения, которая может быть использована оборонной промышленностью, и товаров стоимостью свыше 300 евро. При этом ни одна из стран, поддержавшая санкции, не является крупным поставщиком бытовой электроники в Россию. Гораздо большую проблему представляет уход с российского рынка популярных зарубежных брендов: Acer, Apple, Asus, Dell, HP, LG, Logitech, Motorola, Nintendo, Nokia, Panasonic, Samsung, Sony, Xbox и других.
Ситуацию усугубляет запрет США поставлять в Россию технику, для производства которой используются американские компоненты или технологии. В результате китайские компании (например, Huawei, Xiaomi, Lenovo) ограничивают торговлю с Россией, опасаясь попасть под вторичные санкции. На долю Китая в 2021 г пришлось почти 77% от российского импорта бытовой электроники. Китай напрямую не поддерживает санкции США и ЕС: китайские партнеры, в отличие от западных, не делают официальных заявлений о закрытии бизнеса в России. Однако торговые отношения значительно усложнились, поскольку поставки техники в Россию требуют разрешения Вашингтона.
В апреле 2022 г Минпромторг РФ утвердил перечень товаров для параллельного импорта. В него вошла продукция брендов Apple, Asus, HP, Huawei, Lenovo, Nokia, Samsung, Sony. Данная схема позволит удержать российский рынок от дефицита, но еще предстоит решить вопросы с гарантийным обслуживанием, ремонтом, возвратом заводского брака и локализацией устройств. Но главное, параллельный импорт приведет к удлинению маршрутов доставки, что на фоне логистической блокады вызовет рост транспортных расходов, а следовательно, цен на продукцию.
Мы ожидаем сокращения продаж бытовой электроники в 2022-2023 гг. Основная причина – сжатие платежеспособного спроса на фоне резкого роста цен. В 2024-2026 гг рынок будет восстанавливаться, но так и не достигнет докризисного уровня 2021 г.