Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 7 октября 2022
Дмитрий Варакин

Рынок благоволит тем, кто не стоит на месте

Директор по операционной деятельности и франчайзингу Traveler's Coffee International специально для исследования рынка общественного питания 2022

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? 

― Как ни странно, но совокупный финансовый результат за 2021 год превысил рекорды всех прошлых лет. Определение конкретных точек роста, качественная оптимизация процессов и нацеленность команды на результат сделали свое дело.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?

― Если речь про ситуацию «после 24.02.2022», то сырьевое направление нашей компании столкнулось с большими проблемами. Все имеющиеся логистические каналы с внешним миром «дали течь». Поставщики зеленого зерна сами для себя определили внутренний курс валюты, по которой нам пришлось его покупать. К примеру, при банковском курсе 115 руб. за доллар некоторые «предприниматели» выставляли цену, исходя из 150 руб. за доллар. А так как крупной поставкой зеленого зерна занимаются всего несколько компаний в России, нам пришлось принимать эти правила. Однако сейчас цена постепенно стабилизируется, и становится легче. Одна из мер, на которые нам пришлось пойти ― это временный ввод в линейку более бюджетного сорта кофе. Это помогло ненамного сдержать падение маржинальности.

Разумеется, нам пришлось заморозить ряд проектов и отложить их на будущий год.

― Как вы оцениваете результаты компании в I квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

― Мы не поднимали цены в кофейнях в прошлом году и планировали это сделать в этом году с вводом нового меню. Так и получилось. Новое основное меню позволило немного откорректировать цену блюд. Новые блюда по новым ценам ― это логично. Поэтому валовая выручка кофеен как в первом квартале, так и в период март-апрель выше прошлогодних показателей.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― Да, ряд кофеен воспользовались государственной поддержкой. Отдельно хотелось бы выделить программу поддержки малого бизнеса в Казахстане и поддержку мэра Москвы С.С. Собянина для столичных предприятий. Оценить эффект сложно. Конечно, хотелось бы больше. Но спасибо и на этом.

― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?

― Законы российского предпринимательства таковы, что рынок благоволит тем, кто не стоит на месте. Мы постоянно анализируем новые предложения и новых игроков в b2b-сегменте. К примеру, один очень известный производитель из Франции решил не поставлять в Россию маленькие бутылочки с сиропами, чтобы простимулировать продажи сиропов объемом 1 л. Но, понимая нашего гостя, которому в общей массе литровые бутылки не нужны, мы провели тендер и подобрали очень достойный аналог, производимый у нас в России, и совсем скоро выпустим его в продажу.

― В период пандемии стремительно развивался рынок доставки. Как вы считаете, продолжится ли в дальнейшем рост этого сегмента?

― Пандемия действительно дала стимул росту доставки. Порой некоторые точки держались на плаву только из-за ее наличия. Однако, после снятия ограничений гости начали возвращаться в кофейню и объемы доставки снизились. Это было ожидаемо.

Кофейни Traveler’s Coffee имеют уникальную атмосферу и красивый интерьер. В первую очередь нам важно, чтобы гость проводил время, находясь у нас. Поэтому отдельно стимулировать развитие доставки на федеральном уровне мы не будем. Там, где мощности кофеен позволяют, она конечно же продолжит работать. Но в целом я считаю, что доставка ― это отдельный самостоятельный гастро-сегмент и будущее этого сегмента за предприятиями формата dark-kitchen. 

― Как складываются ваши отношения с франчайзинговыми партнерами? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?

― Мы очень трепетно относимся к нашим партнерам. Стараемся по мере возможности разделять любые невзгоды и тяготы. Разумеется, индивидуальный подход к каждому франчайзи дает свои плоды, поэтому даже в условиях ограничений мы не прекращали открывать новые кофейни. Обратная сторона медали ― это тщательный отбор потенциального партнера. Если на этапе знакомства и первых встреч мы понимаем, что взгляды на бизнес не совпадают, то франшизу мы не продадим.

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?

― Уход любого сильного игрока ― это своеобразный стресс для потребителя. Конечно же вакуум очень быстро заполняется, и недостаток предложения компенсируется чем-то аналогичным либо близким по духу. Но почему-то есть внутреннее ощущение, что этот «уход» временный, и в скором времени McDonald’s и Starbucks откроются.

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 гг.? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?

― Я считаю, что любые ограничения ― это возможность проявить себя. Самое время для нестандартных решений. В наших планах усилить digital-компоненту франшизы. Кроме того, уже подготовлен проект заведений нового формата. Надеюсь, до конца 2022 года мы покажем его на публике.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?

― Если мне не изменяет память, то это уже четвертый кризис за последние 30 лет. Предыдущие три российский общепит выдержал, переживем и этот. Нас это только закаляет и делает сильнее. Сегодня бизнесом управляют ребята, которые имеют успешный практический опыт в прошлые кризисы. Поэтому я считаю, что санкции повлияют разве что на эмоциональный фон нашей работы.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2022 75 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще