Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 4 октября 2022

В 2021 г производство алкоголя в России выросло на 2,3% и достигло 11,8 млрд л.

Более 80% суммарного выпуска приходится на пиво.

По данным «Анализа рынка алкогольных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2020 гг их производство в стране изменялось незначительно и стабильно находилось на уровне 11,6 млрд л. В 2021 г выпуск алкоголя в стране вырос на 2,1% относительно предыдущего года главным образом за счет увеличения производства пива. В результате в 2021 г было произведено 11,8 млрд л алкогольных напитков, что на 2,3% превысило уровень 2017 г.

В структуре производства преобладают пиво и пивные напитки, на долю которых в 2017-2021 гг приходилось в среднем 81% от суммарного выпуска алкоголя в России. На втором месте с большим отставанием – водка и ликероводочные изделия со средней долей 10%, на третьем месте – вина (5%).

Зависимость рынка от импорта невысока: в 2017-2021 гг более 91% алкоголя, предложенного к продаже в стране, производилось в России. Однако из-за внешнеполитического конфликта отрасль сталкивается со следующими проблемами.

  • Приостановка деятельности ряда зарубежных компаний (Nemiroff, Carlsberg, Heineken), производящих алкоголь на российских площадках.
  • Трудности с закупкой импортного сырья и оборудования для выпуска алкогольных напитков. Сильнее всего от импорта зависимы российские виноделы и пивовары. При производстве вина от курса валют зависит практически все – от дрожжей до пробок, собственных виноматериалов также не хватает. В отечественной пивной индустрии используется только около 5% хмеля российского производства.

Однако на рынке сложилась высокая конкуренция, которую не сможет ослабить уход зарубежных производителей, а в случае осложнения торгового взаимодействия со странами, присоединившимися к санкциям, часть зарубежного сырья можно заменить продукцией из Китая и Беларуси.

Главным последствием санкционного кризиса станет сжатие платежеспособного спроса, что приведет к сокращению продаж в секторе HoReCa (в барах, пабах, ресторанах). Тем не менее обвала рынка не произойдет, поскольку любой кризис провоцирует рост потребления алкоголя. При этом структура спроса сместится в сторону крепких напитков как наиболее «доступного градуса». В 2023-2026 гг объемы выпуска будут изменяться незначительно. На рынок продолжат давить ожидаемое снижение численности россиян, стагнация доходов и сложившаяся тенденция разумного ограничения алкоголя.

BusinesStat Анализ рынка алкогольных напитков в России в 2020-2024 гг, прогноз на 2025-2029 гг 134 400 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 апреля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Сладкий баланс: рынок тортов и пирожных в поиске точек роста Рынок тортов и пирожных в России вырос до 760 млн штук, но в ближайшие годы его может ожидать стагнация.

Несмотря на общее восстановление, показатели рынка тортов и пирожных в России остаются нестабильными: за период с 2017 по 2023 год совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составил –0,6%. По оценкам, в 2023 году объем видимого потребления (производство с учетом импорта и за вычетом экспорта) увеличился на 6,4%, достигнув 379,7 тыс. тонн. В пересчете на штуки (при среднем весе одного торта или пирожного 500 граммов) это около 760 млн единиц. Однако в ближайшие годы рынок, по прогнозам, будет практически стагнировать: в 2024 году ожидался спад почти на 6%, а к 2028 году объем потребления может сократиться до 357,9 тыс. тонн — это чуть более 715 млн штук в год.

Показать еще