Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 2 августа 2022

В 2017-2021 гг оборот рынка франчайзинга в России сократился на 7%: с 3,1 до 2,8 трлн руб.

В стране активно функционирует более 3 тысяч франшиз из более чем 40 отраслей.

По данным «Анализа рынка франчайзинга в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2021 гг его оборот в стране сократился на 7%: с 3,1 трлн руб до 2,8 трлн руб. Основной спад пришелся на время пандемии, когда большая часть российских франчайзи потеряла существенную часть выручи в связи с сокращением экономической активности и недоступности ряда офлайн услуг.

Франчайзинг – модель ведения коммерческой деятельности, ставшая популярная в России в 2000–2005 гг. Франчайзинг подразумевает приобретения права на использование торгового знака, технологии, бизнес-модели уже устоявшегося бизнеса в обмен на роялти (процент от прибыли) и паушальный взнос (единоразовое отчисление за покупку франшизы и вход на рынок).

В России активно функционирует более 3 тысяч франшиз из более чем 40 отраслей. В 2017-2021 количество точек франчайзи увеличилось на треть: с 204 тыс до 271 тыс. Появилось множество новых направлений в таких сферах как IT-технологии, реклама и маркетинг, доставка и пункты выдачи заказов.  

По прогнозам BusinesStat, в 2022 г объём рынка сократиться на 20%, в основном из-за ухода с российского рынка иностранных франшиз (в первую очередь из сегментов одежды и обуви, авто, ресторанов и кафе). McDonalds, Zara, H&M, Adidas, Nike, IBM и многие другие компании приостановили свою деятельность на территории России. Так, например, закрылись все 219 заведений Yum! Brands, владеющей KFC и Pizza Hut. Это создает значительную угрозу для рынка франшиз, где распространены многие иностранные франчайзинговые сети.

В среде отечественных франшиз больше всего пострадают сферы ресторанов и кафе, сервисные центры, магазины обуви и одежды, а также промтовары и ювелирные магазины. Значительно осложнится работа франшиз из сферы визовых услуг и внешнего туризма. В то же время отечественные франшизы в сфере отелей и туризма, наоборот, получат большую выгоду за счет резкого увеличения внутреннего спроса.

Тем не менее, уже в 2023 г рынок перейдет в стадию восстановления. В 2023-2026 гг темпы роста ожидаются на уровне 3-8% в год. Рынок будет расти по мере замещения западных франшиз и развития более гибких моделей франчайзинга и госпрограмм поддержки предпринимательства.

Уход иностранных сетей фастфуда станет возможностью для «Теремка», «Крошки картошки», «Воккера» и других российских брендов масштабироваться. Такая же ситуация с косметическими средствами. На рынке уже присутствует много российских брендов, например, Faberlic, Organic Shop, Natura Siberica и другие. Среди одежды – известные сети O`STIN, OGGI, Ralf Ringer, SELA, часть которых изготавливает свою продукцию на российских фабриках, часть в Китае.

Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще