Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 24 июня 2022

За 2017-2021 гг импорт аккумуляторов в Россию вырос на 31,3%: с 22,9 до 30,0 млн шт.

80% всего импорта приходит из Китая, в основном аккумуляторы для бытовых приборов и мобильных устройств.

По данным «Анализа рынка аккумуляторных батарей в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, на российском рынке аккумуляторных батарей преобладает продукция зарубежного производства: в 2017-2021 гг на ее долю приходилось порядка 93,8% от продаж. По расчетам BusinesStat, за рассматриваемое пятилетие импорт аккумуляторов в страну вырос на 31,3%: с 22,9 до 30,0 млн шт. В его структуре преобладали литий-ионные батареи (в среднем 44,0% зарубежных поставок) и гидридно-никелевые батареи (40,3%).

Основным поставщиком аккумуляторных батарей среди стран является Китай, на долю которого в 2017-2021 гг приходилось в среднем 81,3% от суммарного импорта. Поставки из Китая по большей части состоят из недорогих аккумуляторов для бытовых приборов и мобильных устройств, то есть рассчитаны на наиболее массовые сегменты рынка. Также крупные поставки осуществлялись из Японии (7,4% от совокупного показателя в 2021 г), Беларуси (3,8%), Малайзии (3,8%) и Вьетнама (2,4%).

Основным фактором, осложняющим импортозамещение на рынке аккумуляторных батарей, эксперты называют высокую зависимость российских производителей от импортного сырья и комплектующих. Так, все отечественные заводы, выпускающие литиевые аккумуляторы (которые получают все более широкое распространение в современной электронике) закупают сырье из-за рубежа. Также большинство необходимых компонентов аккумуляторных батарей (корпуса, катодные и анодные ленты, сепараторы, токопроводы) в стране либо не производятся, либо производятся в малых объемах и предыдущего поколения.

В рамках санкций в отношении России после начала военных действий в Украине страны ЕС и Япония ввели запрет на продажу в РФ аккумуляторов двойного назначения. Несмотря на то, что Китай не поддержал санкции, в 2022 г мы ожидаем значительное сокращение объема зарубежных поставок. Основные причины: удорожание импортной продукции из-за ослабления рубля и усложнения внешнеторговой логистики на фоне сжатия платежеспособного спроса. По мере преодоления последствий кризиса в 2023-2026 гг прогнозируется восстановительный рост импорта.

Ожидается, что в 2022 г российское производство также снизится, что будет обусловлено сразу несколькими негативными факторами: это и санкции, связанные с технологическим сектором, и разрыв логистических цепочек, и дефицит комплектующих. Серьезной проблемой станет приостановка поставок в Россию литиевого сырья из Аргентины и Чили, которые входят в пятерку мировых лидеров по его добыче. По состоянию на июнь 2022 г оставалась возможность закупать литиевый концентрат в Боливии и Китае, однако последний сам испытывает острую нехватку в подобном сырье. По прогнозам, в 2023-2026 гг по мере адаптации российских производителей к новым условиям выпуск аккумуляторных батарей будет ежегодно расти, но не сможет вернуться к уровню 2021 г. В условиях ожидаемой стагнации экономики описанные выше проблемы не позволят принципиально изменить ситуацию с импортозамещением на рынке.

BusinesStat Анализ рынка аккумуляторных батарей в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Потенциал импортозамещения и новые рынки сбыта 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще