Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
AnalyticResearchGroup (ARG), 5 мая 2022

Экспорт грузовых судов в 2021 году вырос в 6,5 раза

Во многом это связано с ростом стоимости танкеров, но это не единственная причина.

По итогам 2021 года из России было экспортировано 94 грузовых судна, из них - 28 танкеров и 2 рефрижераторных судна. Остальные 64 — это прочие грузовые и грузопассажирские суда. Годом ранее объем экспорта в натуральном выражении насчитывал 59 судов. Рост этого показателя год к году составил 59,3%.

Изменение объема экспорта в стоимостном выражении оказалось более значительным. В 2021 году общая стоимость вывезенных грузовых судов составила 1,1 млрд. долл., что в 6,5 раза больше, чем в 2020 году. С 2017 года этот показатель продемонстрировал положительную динамику впервые.

Согласно утвержденной в 2019 году «Стратегии развития судостроительной промышленности», ожидалось достичь объема экспортных поставок судов до 25 млрд. руб. к 2035 году. В 2021 году объем экспорта только грузовых судов составил 79,1 млрд. руб., что превысило утвержденный показатель более чем в три раза.

Объясняет резкий скачок этого показателя в первую очередь увеличение средней стоимости судна. Наибольшее влияние на такое изменение оказали именно танкеры. Хотя для преобладающей в натуральном выражении категории прочих грузовых судов средняя стоимость упала на 40,1%, в категории танкеров она выросла в 8,1 раза.

Несмотря на стагнацию фрахтовых ставок на танкерные перевозки, стоимость строительства новых наливных судов начала расти с января 2021 года. Например, танкеры типа «VLCC» за 2021 год подорожали на 20-22 млн. долл. – до почти 110 млн. долл. за судно, «Suezmax» – на 12-14 млн. долл., до 73-75 млн. долл. за единицу.

В 2021 году из России было вывезено на 133,3% больше танкеров в натуральном выражении, чем в 2020. Рост объема экспорта танкеров, в частности, объясняется рекордным количеством возрастных судов этого типа, проданных для разборки на металл по итогам 2021 года. В соответствии с подсчетами аналитиков британской компании «VesselValue», в 2021 году число проданных на утилизацию танкеров в мире увеличилось на 242%. Было продано 301 судно или 59% общего количества представленного на слом флота. Пандемия сильно повлияла на объемы утилизации судов: в 2020 году из-за запретов и ограничений утилизация судов в Азии была приостановлена, а со снятием ограничений в 2021 году — возобновлена. По итогам 2021 года лидерами по количеству утилизированных судов стали Индия, Бангладеш и Пакистан. Стоит отметить, что из России в Бангладеш в 2021 году было продано 4 морских танкера.

В марте 2022 года Правительство России запретило экспортные поставки грузовых судов, которые ранее были ввезены в страну из-за рубежа. Данное ограничение будет действовать до конца года и окажет существенное влияние на итоговый объем экспорта в этом сегменте в 2022 году.

Больше информации по экспорту, импорту и тенденциям на рынке грузовых судов — в новом исследовании «AnalyticResearchGroup».

AnalyticResearchGroup (ARG) Российский рынок судов для перевозки грузов: комплексный анализ и прогноз. Март, 2022 49 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще