По данным "Анализа рынка замороженного картофеля в странах СНГ", подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг его продажи в регионе выросли на 51%: со 172,3 до 259,0 тыс т. Сокращение объема реализации отмечалось только в 2020 г – на 9% относительно 2019 г. Пандемия коронавируса оказала сильное негативное влияние на рынок общепита, а, следовательно, и на рынок замороженного картофеля, поскольку рестораны быстрого питания, бургерные, фудкорты выступают основными покупателями продукции. Во время карантина большинство общественных заведений стран СНГ были вынуждены на какое-то время прекратить работу, при этом далеко не все смогли оперативно переориентироваться на доставку готовых блюд или работу навынос. Часть предприятий общепита понесла огромные убытки и, не выдержав нарастающей конкуренции, ушла с рынка.
Даже после открытия выживших заведений в привычном офлайн-формате их заполняемость была гораздо ниже, чем до пандемии. Люди, обеспокоенные высокой вероятностью заражения коронавирусом, старались избегать посещения оживленных мест. Массовое снижение доходов еще больше усугубляло ситуацию и способствовало сокращению продаж замороженного картофеля не только в секторе HoReCa, но и в рознице. Однако рынок замороженного картофеля в странах СНГ достаточно быстро преодолел последствия пандемии: уже в 2021 г продажи заметно выросли – на 20% к уровню 2020 г. Основной вклад в увеличение продаж внесла Россия.
В области глобального потребления картофеля имеет место тенденция перехода от потребления свежего картофеля к приготовленным, переработанным продовольственным продуктам. Страны СНГ не являются исключением: постепенно меняется культура потребления, и продажи замороженного картофеля на душу населения в регионе росли. В 2021 г лидером по объему продаж замороженного картофеля на душу населения являлась Россия с показателем 1,25 т в год. Далее следует Беларусь, где на одного жителя в среднем приходилось 1,01 т замороженного картофеля в год.
Санкции, введенные против России и Беларуси из-за спецоперации в Украине, ударят по всему региону СНГ, так как на Россию были замкнуты многие экономические и торговые связи, а также региональные миграционные потоки. В 2022 г реальные доходы населения многих стран СНГ сократятся, что негативно отразится на отрасли общественного питания и приведет к снижению продаж замороженного картофеля в макрорегионе.