Под воздействием сразу нескольких внешних факторов цены на комплектующие и конечную продукцию стали стремительно расти уже в начале года. Одним из факторов стало нарушение логистических цепочек, вызванное пандемией COVID-19, из-за которого на российском рынке, как и на рынках многих других стран стал наблюдаться дефицит полупроводников, компонентов, и как следствие цифровой и компьютерной техники. Также влияние оказал рост котировок криптовалют, который спровоцировал удорожание видеокарт, требующихся для майнинга. По итогам первого квартала ретейлеры отмечали рост цен на компьютеры и другую электронику на 10-20%.
На фоне роста цен произошло увеличение среднего чека в онлайн-канале. Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков», затраты россиян на электронику и цифровую технику в интернет-магазинах выросли на 7,2% по сравнению с 2020 годом, и составили в среднем ₽13,1 тыс. Сильнее всего показатель увеличился в городах-миллионниках за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, где рост составил 24,5%.
В частности, средние расходы россиян выросли в таких категориях как игровые приставки и телевизоры, являющиеся одними из наиболее затратных. Данные виды цифровой техники также стали жертвой дефицита комплектующих, который влиял на их стоимость. Согласно результатам опроса «РБК Исследований рынков», средний чек на игровые приставки за год вырос на 23,8%, а на телевизоры – на 9,5%. В случае с приставками ощутимый вклад в среднюю стоимость внес также выход осенью 2020 года новых моделей PlayStation и Xbox, активные продажи которых проходили уже в 2021 году.
Сами игроки также отмечают дефицит электроники как один из факторов удорожания, однако ими отмечаются и другие причины. «Средний чек растёт, но что на это влияет больше: дополнительные выходные и удалённая работа, перераспределение трат покупателей (условно говоря, с отпуска на новый телевизор) или общий дефицит на рынке электроники – сказать трудно», – рассказал в интервью «РБК Исследованиям рынков» генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «Позитроника» Алексей Грибовский. С другой стороны, Марианна Оболенская, заместитель директора департамента развития «НИКС Компьютерный Супермаркет» считает, что дефицит стал главным фактором, влияющим на потребительское поведение россиян: «На наш взгляд, ковид в 2021 году перестал быть ключевым фактором. В 2021 году ключевым фактором, который влияет на россиян, стал дефицит. Дефицитные товары сметают по любым ценам».