Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
AnalyticResearchGroup (ARG), 18 февраля 2022

Рынок эквайринга в Украине: 5 необычных отличий

Боты, терминал шеринг и другое: эквайринг в Украине имеет несколько непривычных для российского рынка особенностей.

За последний год в Украине резко выросли объемы покупок по картам. Так, в январе-сентябре 2021-го было совершено почти на треть больше операций по картам, чем годом ранее (+31,2%). Объем операций в денежном выражении вырос на 29,3%. Для сравнения, 2020 год демонстрировал далеко не такие активные темпы: +18,6% и +10,6% соответственно.

Аналитики «ARG» изучили предложения крупнейших банков и платежных сервисов, чтобы узнать, какие отличия есть в целевых продуктах отечественных и украинских поставщиков услуг. 

Терминал шеринг

При подключении торгового эквайринга в нескольких банках есть возможность «разделить» использование терминала с другой компанией-мерчантом. В таком случае оба продавца смогут принимать оплату по платежным картам через один POS-терминал банка. Также это может быть полезно, если продавец хочет раздельно вести учет по нескольким направлениям деятельности. Такую услугу предлагал, например, банк Південний: подключение первого клиента к терминалу там бесплатно, а последующих – 300 грн за каждого.

За аренду POS-терминала придется заплатить

Еще одно отличие в сегменте наземного эквайринга – почти всегда помимо процента от продаж, совершенных по картам, мерчант дополнительно оплачивает арендную плату за POS-терминал. Если в России такие условия встречаются довольно редко (например, банк может назначить комиссию, если оборот клиента за месяц не достигает согласованного при заключении договора значения), то в предложении украинских эквайеров они были почти везде. Среди десяти проанализированных банков об отсутствии дополнительной абонентской платы сообщили только в Укрексімбанке. В МР БАНКе (бывшем Сбербанке Росії) предлагался один бесплатный терминал в пакете «Торговец», а среди других банков стоимость аренды могла достигать 500 грн в месяц.

В интернет-эквайринге ставки не отличаются по каналам оплаты

В сегменте интернет-эквайринга и ценообразовании в нем тоже есть свои особенности. В России комиссии за прием платежей по картам обычно существенно ниже, чем при использовании альтернативных способов оплаты (электронные кошельки, платежные терминалы, мобильные операторы и пр.). В Украине же некоторые поставщики озвучивали одинаковые комиссии для разных типов платежей. Например, в «WayForPay» комиссия составит 2,2% за успешные платежи, независимо от платежного метода (карты, терминалы, интернет-банкинг, сервисы рассрочки и др.). Впрочем, в Украине, как и в России, эти способы оплаты в предложении поставщиков не слишком популярны, особенно среди банков.

Электронные кошельки – только локальные

В России оплата электронными кошельками не очень распространена, но все же встречается в предложении поставщиков. В Украине крупнейшие игроки сегмента не представлены в силу законодательных и иных причин. Так, «QIWI» и «ЮMoney» находятся под санкциями и заблокированы, регистрация «WebMoney» была отменена, а сервис «PayPal» пока не представлен, хотя переговоры об этом велись. Только три игрока из числа проанализированных в обзоре («EasyPay», Portmone.com и «Wallet One») предложили клиентам данный способ оплаты, однако в качестве электронного кошелька выступают собственные разработки компаний.

Оплату примет бот

Сразу несколько украинских платежных сервисов сообщили о возможности настроить оплату через ботов в мессенджерах. Например, сервис «Tranzzo» позволяет оплачивать покупки прямо в чате и превращает Telegram в полноценный канал продаж. Создать своего бота в Telegram или Viber и принимать оплату можно также c помощью «WayForPay». Справедливости ради отметим, что в нашей стране подобные проекты тоже уже запускаются. Например, платежи через бота в Telegram можно принимать, подключив его к сервису «ЮKassa». А Промсвязьбанк в конце прошлого года запустил новое решение, позволяющее принимать платежи через мессенджер Telegram, став одним из первых отечественных банков, работающих по этому направлению. 

Узнать больше о характеристиках рынка эквайринга в Украине и особенностях ведущих поставщиков можно в новом исследовании от «AnalyticResearchGroup».

AnalyticResearchGroup (ARG) Обзор рынка эквайринга Украины. Январь, 2022 49 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 26 мая 2023 BusinesStat За 2018-2022 гг оборот рынка эквайринга в России вырос почти в 3 раза раза: с 321 до 920 млрд руб. На рынке финансовых сервисов у российских компаний нет явного технологического отставания.

По данным «Анализа рынка процессинга (эквайринга) платежей в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2021 гг российский рынок процессинга показывал стремительный рост. За четыре года рынок вырос более чем в 2,7 раза: с 321 до 877 млрд руб. В 2020 г в период локдауна и пика пандемии число безналичных транзакций в России увеличилось на 84%, что было вызвано снижением объемов наличной оплаты, а также ростом количества пользователей интернет-магазинов и онлайн-сервисов. Однако, на период пандемии ЦБ РФ временно ограничил уровень эквайринговых комиссий (размер платы, которую банки взимают с магазинов при оплате через терминал) значением в 1% при оплате картами социально значимых товаров и услуг, что снизило прирост оборота рынка в 2020 г. В 2021 г по ряду позиций и направлений процессинга комиссии вернулись к докризисным значениям. На фоне роста комиссий оборот рынка увеличился более чем в 2 раза.

Статья, 15 марта 2023 AnalyticResearchGroup (ARG) Меньше эквайринга, больше куайринга: оплата покупок через СБП выросла почти в 12 раз Объем покупок через СБП за прошлый год превысил 700 млрд. рублей.

С момента запуска оплаты через СБП в торговых точках проникновение этой услуги росло высокими темпами. Как свидетельствуют данные Центробанка, в 2021 году за счет эффекта низкой базы объем платежей, совершенных через СБП, вырос почти в 17 раз, превысив 61 млрд. руб. Но и в 2022 году наблюдались сопоставимые темпы роста: объемы покупок увеличился почти в 12 раз, составив более 720 млрд. руб. в денежном выражении. О существенном росте популярности услуги сообщали и российские банки: например, клиенты Банка Открытие увеличили объем операций по оплате товаров и услуг через СБП в первом полугодии 2022 года в два раза, а в Банке Русский Стандарт за 2022 год общая сумма покупок, оплаченных таким способом, выросла почти в 10 раз.

Показать еще