По данным «Анализа рынка твёрдых сыров в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг объем их продаж в стране вырос на 23%: с 380 до 467 тыс т. Продажи демонстрировали ежегодный рост, темпы варьировались от 2,9% до 11,3%. Одним из важных факторов роста продаж твердых сыров является расширение географии присутствия розничных торговых сетей. Еще одним важным элементом, стимулирующим продажи твердых сыров, являются маркетинговые акции, проводимые в магазинах.
Пандемия коронавирусной инфекции оказала негативное влияние на продажи твердых сыров, удержав его от более существенного роста, однако не обусловила сокращения продаж. С одной стороны, потребители стали отказываться от приобретения дорогостоящих сортов твердых сыров, поскольку эта продукция не относится к категории первой необходимости. К тому же, из-за ограничений, введенных правительством на пике распространения коронавируса, существенно снизились продажи твердых сыров в секторе HoReCa. В то же время увеличились продажи твердых сыров в розничной торговле: покупатели стали потреблять больше сыра дома и готовить из него различные блюда. Помимо этого, на фоне пандемии отмечался рост розничного спроса на твердые сыры длительного хранения, так как покупатели старались ограничить число посещения магазинов. Благодаря пандемии получила развитие онлайн-торговля, что позволило потребителям выбирать твердые сыры из более широкого ассортимента и заказывать их из отдалённых районов.
Розничная торговля твердыми сырами делится на три основных типа: современную и традиционную розницу, а также онлайн-продажи. Современная торговля в свою очередь разделяется на сетевой и несетевой ритейл. По расчетам BusinesStat, в 2020 г в наибольшем объеме твердые сыры продавались в современной рознице – в среднем за 2016-2020 гг 63,4% от общего объема розничной торговли. На втором месте – продажи в традиционной рознице, в среднем за пять лет на их долю приходилось 36,2%.