По данным «Анализа мирового рынка клейковины», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг продажи клейковины в мире выросли на 16,2%: с 1,54 млн т до 1,79 млн т. Показатель увеличивался ежегодно. Основанием для его роста стало устойчивое увеличение спроса на пшеничный глютен со стороны потребляющих отраслей.
Пандемия коронавируса не оказала понижающего влияния на продажи клейковины в мире. Напротив, она вызвала всплеск ажиотажного спроса на продукты длительного хранения – в частности, на макаронные изделия, при изготовлении которых используется пшеничный глютен. В 2020 г прирост продаж клейковины был одним из самых высоких за период – 4,2% к уровню 2019 г.
Пшеничный глютен набирает популярность на рынке пищевой промышленности, особенно с учетом сравнительно невысокой доли качественного продовольственного зерна. Мукомольная промышленность широко использует улучшители муки, а клейковина – самый распространенный из них. Кроме пекарей и мукомолов, клейковину активно используют производители комбикормов, мясопродуктов и полуфабрикатов.
Стоит отметить такие долгосрочные основы для роста продаж пшеничного глютена в мире, как доступность сырья при относительно невысокой стоимости переработки, увеличение востребованности макаронных изделий быстрого приготовления, рост спроса на энергетики и питательные пищевые добавки, для изготовления которых также используется глютен. Развивается производство новых пищевых продуктов, содержащих клейковину – таких как фруктовые и ореховые батончики, сухие завтраки, продукты для веганов. Кроме того, растет выпуск разнообразной косметической продукции с использованием пшеничного глютена.
Крупнейшим потребителем клейковины среди стран мира являются США, чему способствуют развитая пищевая промышленность и большая численность населения этой страны. В 2020 г в США было реализовано 407,9 тыс т пшеничного глютена, что соответствовало 22,8% от общемирового объема продаж. Второе место по продажам в 2020 г занимал Китай с натуральным показателем в 232,7 тыс т, что составляло 13,0% от совокупных продаж. Третье место принадлежало Норвегии, где было продано 212,4 тыс т клейковины (11,9%).