Ставки, предлагаемые крупными игроками рынка, медленно, но стабильно растут. Если осенью 2017-го года предприниматели малого бизнеса в среднем могли рассчитывать на размер торговой уступки порядка 1,99%, то в начале 2020-го он уже превысил 2%.
В конце 2021 года средняя ставка заметно подросла – до 2,25% - но такие результаты вызваны не столько ухудшением предложения для бизнеса, сколько особенностями подсчета: в этот раз аналитики включили в список исследуемых поставщиков банк РОССИЯ, который для небольшого бизнеса предлагает заградительную комиссию 5%.
Между тем, для октября 2021 года была характерна не только самая высокая среди максимальных ставок, но и самая низкая из минимальных ставок. Если раньше минимальные ставки не опускались ниже 1,30%, сейчас они снизились до 1%. Такие условия предлагали сразу несколько банков: Альфа-Банк (при обслуживании на тарифе «Просто 1%»), Банк Открытие (прием платежей по картам, выпущенным данным банком) и в МТС Банк (на определенных пакетах услуг).
В 2020 году, в рамках поддержки отечественных предприятий во время пандемии и стимулирования онлайн-покупок, были снижены эквайринговые комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса. Льготные ставки также действовали в сегменте медицинских услуг.
Позже участники отрасли и сами банки выступали за предоставление ритейлерам более низких эквайринговых комиссий. Так, например, еще зимой 2021-го Минпромторг планировал обратиться в ЦБ с вопросом о снижении размера комиссии для бизнеса. Инициативы проявляли и представители банков-поставщиков услуг: так, например, МКБ проводил акцию «Эквайринг по цене куайринга», позволяющую платить при приеме карт такую же ставку, как через СБП. Банк Санкт-Петербург объявлял, что тарифы по наземному эквайрингу для сегментов малого и среднего бизнеса были снижены на 20-25%.
Пока инициативы по снижению ставок не нашли поддержки, предприниматели могут сэкономить на альтернативных эквайрингу способах, в частности, подключив оплату через Систему быстрых платежей. Узнать, на каких условиях банки предлагают ритейлерам подключиться к СБП, а также получить информацию по другим сегментам рынка можно в новой версии исследования рынка эквайринга в России от «AnalyticResearchGroup».