По данным «Анализа рынка добровольного медицинского страхования в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2017-2019 гг в стране объем премий по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС) вырос на 29,1%: со 140,0 до 180,7 млрд руб. Страховые премии ДМС соответствуют стоимости медицинских приемов, оказанных по полисам ДМС. В течение 2017-2019 гг на российском рынке ДМС действовали тенденции, сформированные в 2014-2017 гг под влиянием ухудшения экономической ситуации в стране: продажи полисов с франшизой или софинансированием, добровольное медицинское страхование путешественников по России, рост популярности страховок на случай острых внезапных ухудшений состояния здоровья, развитие коробочных продуктов (диспансеризации, телемедицинские консультации).
В России основной оборот рынка ДМС приходился на корпоративных клиентов. За три года премии ДМС, полученные страховщиками от юрлиц, повысились на 20,9%: со 119,8 млрд руб в 2017 г до 144,8 млрд руб в 2019 г. Принятие закона о телемедицине позволило страховым компаниям продавать недорогие полисы ДМС, включающие телемедицинские услуги. Появление на рынке доступных по цене страховок привело к увеличению числа покупок полисов без участия работодателей. За 2017-2019 гг оборот сектора физлиц на российском рынке ДМС вырос в 1,8 раза и в 2019 г составил 35,9 млрд руб.
В 2020 г в России в условиях пандемии объем премий по договорам ДМС сократился на 2% относительно 2019 г – до 177,0 млрд руб. Причиной спада стал сектор физлиц – за год его оборот снизился на 39,3%: с 35,9 млрд руб в 2019 г до 21,8 млрд руб в 2020 г. При этом сектор корпоративного страхования вырос на 7,2% и достиг 155,2 млрд руб (87,7% оборота рынка). В сложившейся ситуации корпоративный сектор показал наибольшую стабильность. Договоры со страховщиками заключались, как правило, в начале года, когда еще никто не прогнозировал распространение коронавируса в России и введение жестких ограничений. Снижение объема премий по договорам ДМС в секторе физлиц произошло за счет: сокращения объемов международного туризма, уменьшения численности временного населения (трудовых мигрантов), падения доходов части потребителей.