Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 18 ноября 2021
Иван Тихов

Мы ожидали, что в апреле рост продаж на доставку год к году прекратится или же даже снизится по отношению к прошлому апрелю, когда были закрыты рестораны

Вопреки ожиданиям, выручка на доставку в апреле 2021 была выше выручки в 2020-ом при условии открытых залов для гостей, рассказывает управляющий директор «Додо Пицца Евразия»

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 Несмотря на все сложности, мы позитивно оцениваем результаты в 2020-ом году. Доставка всегда была у нас хорошо развита, и мы проходим пандемию лучше, чем многие из наших коллег в индустрии. Выручка российской сети «Додо Пицца» в 2020-ом году составила 22,3 млрд рублей. Это на 10% ниже доковидного плана, но на 25% выше выручки за 2019-й год. Доставка выросла существенно, в среднем +40% год к году. Но этот рост не смог компенсировать падение выручек в зале. В апреле и мае залы ресторанов были закрыты полностью, да и в оставшееся время выручка в зале была ниже уровня предыдущего года.

Одновременно с закрытием ресторанов мы приняли ряд антикризисных мер: временно отключили национальную рекламу и остановили сбор отчислений франчайзи в маркетинговый фонд; снизили минимальную сумму бесплатной доставки до 349 рублей по всей стране; расширили меню доставки, увеличив количество пицц, закусок и запустив доставку горячего кофе; добавили в меню доставки маски и антисептики, по которым первое время был большой дефицит; перестроили расписание сотрудников с целью максимально сохранить команду; работали с арендодателями по снижению ставок на аренду.

Меры были направлены с одной стороны на выживание бизнеса, с другой – на поддержку клиентов и обеспечение спроса в новых условиях. 

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Результаты работы в первом полугодии 2021 также оцениваем положительно. Мы ожидали, что в апреле рост продаж на доставку год к году прекратится или же даже снизится по отношению к прошлому апрелю, когда были закрыты рестораны. Но вопреки ожиданиям, выручка на доставку в апреле 2021 была выше выручки в 2020-ом при условии открытых залов для гостей. Это говорит о том, что услуга доставки прочно вошла в жизнь наших клиентов и они продолжают ей пользоваться не менее активно, чем во время локдауна.

Меры по использованию QR-кодов, введенные в июне, несоизмеримы с эффектом локдауна. Основной эффект, который мы наблюдали – это снижение выручки в залах для гостей в Москве в течение лета. Доставка приросла, но тоже не так драматически, как в прошлом году.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 Корпоративная розничная компания группы и некоторые партнеры-франчайзи получили от банков льготные кредитные линии на возобновление деятельности и выплату заработных плат. Так как нашей сети преимущественно удалось сохранить персонал и возобновить активный найм в постпандемийный период – часть полученных кредитов была впоследствии списана в рамках соответствующей программы Минэкономразвития.

Многие франчайзи также воспользовалась предоставленными государством льготами и отсрочками по уплате налогов и арендной платы. Была субсидирована ставка на интернет-эквайринг.

Меры государственной поддержки отрасли в период пандемии оцениваем как достаточно эффективные, однако не можем не отметить некоторые сложности с их адресным распределением. В частности, некоторые партнеры-франчайзи оказались лишены доступа к поддержке по формальным признакам – из-за неверно выбранных ОКВЭД при регистрации предприятий.

 Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?

 Наши клиенты начали заказывать доставку чаще. Моменты потребления расширились – многие из тех, для кого доставка готовой еды была особым поводом, начали заказывать ее в повседневных ситуациях: когда проголодался и не хочется готовить. При этом мы не видим роста доходов населения, поэтому клиенты сохраняют высокую чувствительность к ценам и акциям. Среди трендов обозначу: повышение уровня требовательности к сервису, скорости, качеству приготовления и обслуживания, удобству digital-продуктов; поиск выгодных предложений; повышение в осознанности потребления – из чего сделаны продукты, количество калорий и питательных веществ.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 Самое главное событие – мы запустили функцию заказа в зале ресторанов через приложение «Додо Пицца», которое уже установлено у миллионов наших клиентов. Сейчас можно быстро и удобно сделать заказ через приложение еще на подходе к пиццерии, чтобы быстро забрать свой заказ. В приложении представлены не только «доставочные продукты», но и «ресторанные», например, горячие кусочки пиццы. Наше приложение является удобной альтернативой киосков самообслуживания – не нужно стоять в очереди, можно заказать на ходу. Сейчас уже 25% заказов в ресторане мы получаем через приложение.

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?

 Мы изначально были ориентированы на доставку, и доля доставки в общей выручке составляла более 60%. Доля выросла еще во время пандемии, но в ближайшее время мы не ожидаем роста доли, скорее наоборот – мы рассчитываем на восстановление ресторанов. 

Что касается трендов, то мы не работаем с агрегаторами, работаем над удобством совершения заказа во всех каналах и повышением скорости доставки. Уже сейчас по внутренним стандартам компании мы ориентируемся на среднее время доставки до 30 минут по всей России.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Вопрос привлечения новых партнеров не стоит для нас остро. Права на развитие «Додо Пиццы» выкуплены в большинстве городов России. При этом пиццерии являются ликвидным активом, и сделки по продаже и покупке происходят время от времени. В этом году мы ввели новое правило, по которому новый партнер может приобрести пиццерию в Москве или выкупить у другого партнера права на развитие в крупном городе (раньше это право было только у старых партнеров). Мы открыты к приходу новых амбициозных и талантливых предпринимателей в сеть. У нас есть возможность выбирать лучших. 

Наши партнеры успешно проходят пандемию, весь наш бизнес опирается на успех наших партнеров. Рабочие проблемы есть всегда, но мы их успешно решаем. Важную роль во время кризиса сыграла работа «Совета Партнеров» – это наш собственный экспертно-консультационный совет, состоящий из партнеров, выбранных другими партнерами. Управляющая компания ведет постоянный открытый диалог, в команде с Советом удается быстрее находить решения сложных вопросов. 

В новых концепциях компании Dodo Brands - Донер42 и Дринкит – у нас также есть большой поток заявок даже без продвижения. Мы не продаем франшизу – мы ищем партнеров. И благодаря нашей открытости нам удается находить тех, кто близок нам по духу.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 В 2020-ом году мы увеличили сеть с 496 до 566 пиццерий, на 70 точек. Это отличный результат, отражающий смелость наших партнеров и устойчивость бизнес-модели, поскольку большинство этих пиццерий было открыто уже после начала кризиса. Замедление темпов открытий все же произошло, в течение первых нескольких месяцев мы опасались стартовать новые проекты. Но уже сейчас темпы открытий и старты новых проектов восстановили свой темп.

У нас амбициозные планы на ближайшие годы, мы планируем увеличить количество пиццерий в России до 1000+ в ближайшие годы и стать не только сетью доставки пиццы N1, но и сетью ресторанов N1 по количеству точек в стране.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 Мы планируем закончить сеть с 650 пиццериями в России, открыв в 2021-ом году больше пиццерий, чем в 2020-ом. Мы ожидаем закончить год с выручкой ₽33 млрд в России, +48% к 2020-ом году. Возможно, это будут самые высокие показатели роста в индустрии, с поправкой на наш размер. Наша стратегия опирается на 4 столпа: устойчивость, проникновение, бренд и персонализация. Мы будем еще больше инвестировать в людей – в обучение, в найм, в развитие HR-бренда. Крутая команда – залог нашего успеха и роста. Мы будем открывать новые пиццерии по всей стране, увеличивая проникновение и скорость доставки. Мы проведем большое количество ярких рекламных кампаний федерального масштаба и улучшим систему персональной работы с каждым клиентом, основанную на накопленных данных и цифровых технологиях. Это повысить ценность взаимодействия клиентов с нашим продуктом.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 В 2021-ом году не ожидаем. Делать прогнозы в новом мире - штука сомнительная. Самый главный вызов перед нами всеми, как перед обществом – это победа над пандемией. До тех пор, как это произойдет, возможно все. А наша задача остается неизменной – хорошо делать свою работу в интересах клиентов.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2021 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июля 2024 SmartConsult Рынок карьерных самосвалов: китайская экспансия и рост спроса Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, 2023 год продемонстрировал позитивные приросты спроса на карьерные самосвалы. Основу предложения составили китайские бренды. Сохранится ли тенденция?

По итогам 2023 г. рынок карьерных самосвалов в РФ увеличился в натуральном эквиваленте (шт.) почти на 7%. При этом новая геополитическая реальность с 2022 года в значительной степени способствовала изменению структуры спроса на карьерные самосвалы. Позиции ведущих зарубежных брендов, таких как Hitachi, Komatsu, John Deere, Caterpillar и пр., существенно ослабли с марта 2022 года после того, как данные компании приостановили продажи и поставку техники на российском рынке. По оценкам «Смарт Консалт» в таможенных декларациях 2022-2023 гг., по-прежнему, фиксируются поставки таких импортных брендов как CATERPILLAR, KOMATSU и VOLVO, но моделей бывших в употреблении.

Показать еще