Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 11 октября 2021

Российский стекольный рынок реагирует на кризис укрупнениями

В 2021 году рынок листового стекла вырастет на 7-8% благодаря усилению позиций крупнейших игроков, но это не решит накопившихся проблем и не избавит от возникновения новых

В 2021 году в России функционируют 11 заводов, выпускающих листовое стекло. Все они расположены в европейской части страны: четыре завода в центре, пять – в Поволжье и два – на юге. За Уральским хребтом и в Сибири стекольные производства отсутствуют, также без собственного стекла пока обходится Северо-Западный округ.

Российский стекольный рынок более пятнадцати лет активно рос, но в последние три-четыре года производство стекла стало снижаться. Судя по всему, в 2017-2018 гг. на рынке наступил переломный момент. После 2017 г., когда был выпущен исторически максимальный объем листового стекла – 258 млн кв. м, – спрос на стекло стал снижаться, и отрасль переживала трудные времена, но два года подряд продержалась без особых потрясений. В 2018 году уменьшение производства составило 5,7%, в 2019 году выпуск удержался на предыдущем уровне. Но в 2020 году, по результатам исследования агентства ABARUS Market Research, выпуск упал сразу на 7,3% – это самое большое падение производства за весь рассматриваемый период. 

Получается, что долгое время рынок сдерживал массу накопившихся проблем, но пандемия коронавируса стала последней каплей и спровоцировала обвал. Несколько предприятий находились на грани банкротства, другие погрязли в долгах. Один из крупных проблемных активов удалось спасти – Каспийский завод листового стекла был выкуплен группой «Салаватстекло», благодаря чему холдинг может увеличить свою долю с 20-21% до 27-28%. Таким образом, группа «Салаватстекло», которая уже сейчас называет себя лидером рынка, в 2021 году обойдет холдинг AGC (доля которого находится на уровне 26%) и займет первое место. На третьем остается групп Guardian, чья рыночная доля в 2021 году близка к 20%.

Вероятно, острая фаза кризиса уже позади. Строительство жилья – главный потребитель листового стекла – активно поддерживается государством. Благодаря всему этому во второй половине 2020 года и в 2021 году производство стекла стало восстанавливаться. В результате игроки рынка считают, что дно кризиса пройдено, и в 2021 году снова ожидается рост – примерно на уровне 7-8% больше, чем в проблемном 2020 году.

Однако, внутренние проблемы еще не решены, а в добавок может усложниться также и внешнеэкономическая ситуация. Сейчас российское стекольное производство в значительной степени работает на экспорт. Некоторые заводы вывозят за рубеж до 50% от объемов своего выпуска. Резкий скачок экспорта произошел в 2013 году: российское стекло большими партиями пошло в Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, а также на Украину (там закрылся единственный стекольный завод). Вплоть до 2017 г. экспорт непрерывно рос, пока не достиг максимального уровня – 66 млн кв. м. Но после 2017 г. начинается период спада.

В 2018-2019 гг. поставки в Беларусь, Украину, Казахстан, Узбекистан еще растут, но экспорт в европейские страны стал заметно снижаться. В «ковидном» 2020 году экспорт снова вырос, но неизвестно, надолго ли. Главная тревожная тенденция – в ближайшие годы могут свернуться экспортные направления и в страны СНГ. В первую очередь из-за ввода долгожданного казахского завода под Кызылордой. Если он, наконец, будет запущен в 2021 году, то у республики отпадет многолетняя необходимость закупать российское стекло. Кроме этого, Казахстан сможет поставлять свое стекло в соседние страны, и этим самым отберет у РФ азиатские рынки сбыта.

ABARUS Market Research Рынок листового стекла России и стран СНГ 84 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Российский рынок обуви и кожаных изделий: динамика роста, инвестиции и ключевые игроки Рынок ритейла в сегменте обуви и кожаных изделий в России показывает рост: в 2023 году выручка выросла на 12,7%, а инвестиции увеличились на 83,5%.

Совокупный объем выручки компаний, работающих на российском рынке розничной торговли обувью и кожаными изделиями, в 2023 году достиг 234,7 млрд руб., увеличившись на 12,7% по сравнению с предыдущим годом. За период с 2005 по 2023 годы показатель среднегодового темпа роста (CAGR) составил 21%. Однако, как ожидалось, в 2024 году объем выручки мог сократиться на 2,3%, до 229,4 млрд руб., с последующим ростом (CAGR до 2028 года +4,3%).

Объем инвестиций в основной капитал компаний этого сегмента также значительно вырос. В 2023 году инвестиции составили 2,2 млрд руб., что на 83,5% больше уровня 2022 года. Ожидалось, что в 2024 году инвестиции достигнут 2,4 млрд руб., а CAGR до 2028 года составит 2,8%. Стоит отметить, что статистика об объеме инвестиций доступна только по организациям, относящимся к сегменту среднего и крупного бизнеса.

Совокупная выручка 600+ компаний, вошедших в исследование, в 2023 году достигла 267,6 млрд руб., увеличившись на 12,2% за год. При этом лидерами по общему объему выручки стали московская сеть магазинов обуви и аксессуаров «KARI» (93,8 млрд руб.), сеть розничных магазинов «Rendez-Vous» (34,0 млрд руб.) и группа «ZENDEN», включающая розничную обувную сеть и собственное производство (14,7 млрд руб.).

Согласно данным геоинформационных систем, наибольшее количество обувных магазинов расположено в Москве (4,7 тыс.), Санкт-Петербурге (2,0 тыс.) и Краснодаре (1,2 тыс.).

Комплексный анализ российского рынка доступен в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: обувь и кожаные изделия. Май, 2024».

Показать еще